Презентация Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Особенности сюжетно- ролевой игры в дошкольном возрастеБезбородко Ю.Н. (Старший воспитатель)
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей его жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Исторические предпосылки возникновения игры Игра – великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребёнка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь стимулом развития ребёнка, она формируется под воздействием взрослого.
Игра глазами выдающихся учёных Платон в своём «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремёслам и воинскому искусству немыслимо без игры. К.Гросс (немецкий учёный), первый предпринявший попытку систематического изучения игры в конце 19 века считал, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения») Учёный называет игру изначальной школой поведения. Януш Корчак (польский терапевт и писатель) считал, что игра-это возможность отыскать себя в обществе, человечестве, Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как в народном творчестве - песнях, танцах, фольклоре. Ж.Ж.Руссо и И.Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.
Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры. По Фребелю, детская игра - «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе. Д.Ушинский отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не даёт окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в учении интересно и придёт много, что надобно будет взять силой воли». Игра выступает как бы в двух измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость. С другой стороны, направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка. Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Так же В.Л.Сухомлинский отмечал, что «…духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе. Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности.
Характеристика основных видов игр и их классификация Условно игры можно разделить на две основные группы:Сюжетно- ролевые – деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы – заместители.Игры с правилами . К таким играм относятся дидактические игры (с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно- печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Сюжетно- ролевая игра Сюжетно- ролевая игра ребёнка в своём развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно - отобразительная игра, сюжетно - ролевая игра, игра - драматизация. Вместе с игрой развивается сам ребёнок: сначала его действия с предметами - игрушками носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах.
В сюжетно – ролевой игре происходит:Эмоциональное развитие дошкольника;Социальное развитие;Развитие интеллекта дошкольника;Развитие творчества и воображения;Развитие речи.
Структурные элементы сюжетно- ролевой игры Сюжет (тема) игры - это , по Д.Б.Эльконину, та сфера действительности, которая отражается в игре. Содержание – это то, что конкретно отражается в игре. Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением. Замысел – план действий, задуманный играющими. Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребёнок изображает в игре. Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребёнка в роли. Определённая комбинация, последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре. Ролевое (игровое взаимодействие) предполагает осуществление взаимоотношений с партнёром (партнёрами) по игре, диктуемых ролью, т.к. ребёнок, взявший на себя какую- либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнёра по игре, координируя с ним свои действия. Правила – это порядок, предписание действий в игре.
Виды сюжетно- ролевых игр Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых , их отношениях.Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолёт), полиция, пожарные, цирк, театр, зоопарк, фабрика, супермаркет и т.д.Игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полёты и пр.)
Игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радиопередач: в «моряков» и «лётчиков», в Зайца и Волка, в крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию м/ф). В этих играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая из поведение.«Режиссёрские «игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, мишек. Причём ребёнок действует и от лица игрушки и от себя.
Уровни развития сюжетно – ролевой игры Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Основные сюжеты – бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет – заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры- действия с предметом. Эти действия развёртываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки ( или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты – бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети часто используют одни и те же – любимые. В игре уже могут объединяться 2-3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры – также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнёров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты более разнообразны: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время. В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5 - 6 человек.Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.
Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах (По концепции Н. Я. Михайленко)
{ED083AE6-46FA-4A59-8FB0-9F97EB10719F}ВозрастХарактер игровых действийВыполнение ролиРазвитие сюжета в воображаемой ситуации3-4 годаОтдельные игровые действия, носящие условный характерРоль осуществляется фактически, но не называетсяСюжет - цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый4-5 летВзаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характерРоль называется, дети могут по ходу игры менять рольЦепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию5-6 летПереход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людейРоли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игрыЦепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых6-7 летОтображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условнаНе только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее началаСюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми
Методы руководства сюжетно - ролевыми играмиМетоды организации и руководства игровой деятельности, направленные на развитие детского коллектива:Постановка перед детьми перспективы интересной, увлекательной деятельности;Оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил взаимоотношений при длительном выполнении роли; объяснении понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с реализации роли и игровых правил;Упражнение детей в самостоятельной организации игр: распределению ролей с учётом возможностей, интересов, согласования сюжетного хода игры путём разъяснений, советов по возможному подбору материала для игры, совместное изготовление атрибутов;Беседа – разговор по поводу дальнейшего хода игры; подведение итогов; положительная оценка предложений детей; воспроизведение и раскрытие персонажей игры; советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения её до конца.
2. Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры:Проведение экскурсий;Организация встреч с людьми разных профессий;Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых; драматизации литературных произведений;Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
3. Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом:Обучение детей умениям и навыкам конструирования из разного материала;Развитие творчества в играх и продуктивных видах деятельности;Обучение умению работать в коллективе и в паре;Приучение детей к самостоятельному подбору и изготовлению игрушек, атрибутов для организации игр.
Спасибо за внимание!!!