Презентация на тему Тропы. Фигуры речи


ТРОПЫСлова и выражения, используемые автором текста в переносном значении. МЕТАФОРАПеренос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНОПустых небес прозрачное стекло;Багровый костер заката. (И.А. Бунин) (Небеса прозрачны как стекло=небес прозрачное стекло; Закат подобен костру багрового цвета=багровый костер заката) ЭПИТЕТЭто образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.(А.С. Пушкин) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕПриписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиямБуря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.(А.С. Пушкин)Спит земля в сиянье голубом.(М.Ю. Лермонтов) СРАВНЕНИЕСопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит.(Н.А. Некрасов) МЕТОНИМИЯИносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь:А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;Б) имя автора заменяет название его произведения;В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте;Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человекаВсе флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин), то есть город-порт будет приниматькорабли с флагами всех стран мира.Я три тарелки съел (И.А. Крылов)Выпил всю бутылкуЧитал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин) Я прочитал всего ТургеневаЛикует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов)Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский) СИНЕКДОХАРазновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот:А) единственное число употребляется вместо множественного;Б) множественное число употребляется вместо единственного;В) родовое понятие вместо видового;Г) видовое понятие вместо родовогоИ слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Ю. Лермонтов)Мы все глядим в Наполеоны (А.С. Пушкин)Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь) ГИПЕРБОЛАИзлишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предметаРаздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В.В. Маяковский)В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В. Маяковский) ЛИТОТАЧрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явленияВаш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов) ИРОНИЯСкрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальномуОтколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу в басне И. Крылова) ПЕРИФРАЗАЗамена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтораЦарь зверей (вместо лев)Братья наши меньшие (вместо животные)Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов) ФИГУРЫ РЕЧИ Особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность АНТИТЕЗАРезкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимовТы и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов) ИНВЕРСИЯОбратный порядок словДосадно было, боя ждали.(М.Ю. Лермонтов) ГРАДАЦИЯРасположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального)А) ВОСХОДЯЩАЯЦепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимостиВсе разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени.(Л. Толстой)Б) НИСХОДЯЩАЯЦепь понятий или определений с постепенным убыванием значимостиВсе грани чувств, все грани правды Стерты в мирах, в городах, в часах. (А. Белый) ОКСЮМОРОН ПАРЦЕЛЯЦИЯ АНАФОРА ЭПИФОРА РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ЭЛЛИПСИС ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗВУКОПИСЬИгра звуками для усиления выразительностиАССОНАНСАЛЛИТЕРАЦИЯ