Презентация Русская живопись 19 века
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА Особенности Направления(методы):классицизмромантизмреализм Жанры:библейские сюжеты, мифологияисторические картиныпортретпейзажбытовые картины Для русского изобразительного искусствабыли характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Среди жанров первенство оставалось за историческим жанром. Он был последним прибежищем классицизма, однако и здесь за формально классицистическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы.Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А. А. Иванова "Явление Христа народу". Нарцисс, смотрящийся в воду Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. Для романтизма характерна устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Орест Кипренский Автопортрет Портрет гусара Е.Давыдова Орест Кипренский Портрет В.А.Жуковского Портрет А.С.Пушкина В.А.Тропинин Художник до 47-лет находился в крепостной неволе.Характерна реалистическая манера В.А.Тропинин «Гитарист» «Кружевница» В.А.Тропинин «Женщина в окне» («Казначейша») «Златошвейка» «Девушка с горшком роз» Портреты А.С.Пушкина В.А.Тропинин О.Кипренский П.А.Федотов «Сватовство майора» «Завтрак аристократа» «Свежий кавалер» А.Г.Венецианов АВТОПОРТРЕТ «ЖАТВА» Просто и задушевно писал природу А.Г.Веницианов, умевший вносить сердечное чувство в изображение "родных мест, родной обстановки, родных типов». Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук. В этом Венецианов порывает с классической традицией изображения идеальной природы, подстриженной и приглаженной - природой парков, где отдыхают и наслаждаются люди из высших слоев общества. «ВЕСНА» «СПЯЩИЙ ПАСТУШОК» Впервые вопрос о русской природе как предмете изображения был поднят В. Г. Белинским в сороковых годах. В статьях, посвященных творчеству Пушкина, Белинский подчеркивал, что Пушкин был первым поэтом, увидевшим красоты природы не в роскошных пейзажах Италии, а в скромных ландшафтах родной страны.Поэзией Пушкина раскрывались для восприятия новые грани природы, так как то, "что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; и то, что для них была проза - для него поэзия". ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 века ОСОБЕННОСТИ расцвет русского изобразительного искусства; окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа;народ - не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ 1863 год - «бунт четырнадцати» - Создание Артели художников. Во главе – Иван Николаевич Крамской 1870 год - «Товарищество художественныхпередвижных вставок» - профессиональноекоммерческое объединение художников,стоявших на близких идейных позициях.(Инициаторы создания – И.Н.Крамской,Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, А.К.Саврасов) Члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Устав Товарищества утверждал независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. И.Н.Крамской Портрет Л.Н.Толстого Портрет П.М.Третьякова «Портрет Незнакомки» («Неизвестная») Г.Г.МЯСОЕДОВ «Земство обедает» «КОСЦЫ» В.Г.ПЕРОВ «ТРОЙКА» «ОХОТНИКИ НА ПРИВАЛЕ» «ПРИЕЗД ГУВЕРНАНТКИ В КУПЕЧЕСКИЙ ДОМ» «ЧАЕПИТИЕ В МЫТИЩАХ» «РЫБОЛОВ» «ПРОВОДЫ ПОКОЙНИКА» А.К.САВРАСОВ «ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ» «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ» А.И.КУИНДЖИ «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» «НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» «НОЧНОЕ» «РАДУГА» И.И.ШИШКИН «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА» «НА СЕВЕРЕ ДИКОМ» И.И.ЛЕВИТАН «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» «МАРТ» «ВЕСНА-БОЛЬШАЯ ВОДА «НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ» «ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН» «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» «ВЛАДИМИРКА» «Картины Левитана требуют медленного рассматривания, — писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский, — Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков». К середине 19 столетия из всех течений русской романтической живописи на первый план и в число общественно значимых и всеми признанных жанров стал выдвигаться русский национальный романтический пейзаж.Одно из течений русского романтического пейзажа - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. И.К.АЙВАЗОВСКИЙ «ДЕВЯТЫЙ ВАЛ» «РАДУГА» Кто изображён на этой картине? На какую мысль наводит этот сюжет? «А.С.ПУШКИН НА БЕРЕГУ МОРЯ» «ПРОЩАНИЕ ПУШКИНА С МОРЕМ» Во второй половине 19 века значимое место в творчестве многих художников занимала историческая тема. События русской истории становились сюжетами картин таких художников, как братья Васнецовы, И.Е.Репин, В.И.Суриков, А.Д.Кившенко, С.В.Иванов, В.В.Верещагин.Определите, какие исторические события легли в основу сюжета ряда картин, представленных на слайдах ниже. Вспомните названия картин к которым подписи на слайдах не даны. И.Е.РЕПИН «ВИД СЕЛА ВАРВАРИНО» «АВТОПОРТРЕТ» «БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ» «АРЕСТ ПРОПАГАНДИСТА» «НЕ ЖДАЛИ» «В ЗАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА» «БОРИС ГОДУНОВ У ИВАНА ГРОЗНОГО» Н.Н.ГЕ И.И.Пущин в гостях у А.С.Пушкина в Михайловском В.И.СУРИКОВ В.А.СЕРОВ «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ» «ДЕТИ» ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II ПОРТРЕТ КНЯЗЯ Ф.ЮСУПОВА