Презентация на тему Универсальные учебные действия
По новым образовательным стандартам развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия. позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего. обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. участие в проектахподведение итогов урокатворческие заданиязрительное, моторное, вербальное восприятие музыкимысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильмасамооценка события, происшествиядневники достижений Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.. Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.Оценка – осознание уровня и качества усвоения.Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий «преднамеренные ошибки»поиск информации в предложенных источникахвзаимоконтрольвзаимный диктант (метод М.Г. Булановской)диспутзаучивание материала в классе«ищу ошибки» Выделяют 3 вида познавательных учебных действийобщеучебные,логические, постановка и решение проблемы. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).Преобразование модели с целью выявления общих законов. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);Синтез – составление целого из частей;Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.Подведение под понятие, выведение следствий;Установление причинно-следственных связей;Построение логической цепи рассуждений;Доказательство;Выдвижение гипотез и их обоснование. Формулирование проблемы;Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера. «найди отличия»«на что похоже?»поиск лишнего«лабиринты»упорядочивание«цепочки»хитроумные решениясоставление схем-опорработа с разного вида таблицамисоставление и распознавание диаграммработа со словарямисоставление собственного портфолио. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;Постановка вопросов;Разрешение конфликтов; Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;Владение монологической и диалогической формами речи. составь задание партнеруотзыв на работу товарищагрупповая работа по составлению кроссвордамагнитофонный опрос«отгадай, о ком говорим»диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи)«подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»,… - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.