Формирование коммуникативной компетенции — важнейший компонент речевого развития школьников


Выступление СЕРГЕЕВОЙ Т. П., учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Щигры Курской области », участника эксперимента по апробации УМК ПО русскому языку под редакцией Быстровой Е. А.Формирование коммуникативной компетенции - важнейший компонент речевого развития школьников Коммуникативная компетенция Коммуникативная компетенция, в обобщённом значении этого термина, овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Текст – основная дидактическая единица Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Этот вид деятельности позволяет отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимания на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. Работа над комплексным анализом текстаНапример: в учебнике представлены тексты о русской истории, архитектуре, известных лингвистах, тематически многоплановый материал о статусе человека в обществе и природе. Авторы книги предлагают тексты различных жанров: сказки, легенды, басни, рассказы, сказочные повести, стихотворения. Работа над комплексным анализом текста как видом интегрированной речевой деятельности в учебнике представлена с опорой на принцип системности, непрерывности в соответствии с методическими и дидактическими целями и задачами урока. Данный вид деятельности традиционно начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы, идеи, проблематики, типа и стиля текста, составление плана. Инновационным и заслуживающим внимания, на мой взгляд, является тематическое, стилистическое, жанровое многообразие текстов для анализа. Работа над комплексным анализом текстаПереход в среднее звено – психологически дискомфортная ситуация для пятиклассников, поэтому реализация принципа преемственности, безусловно, носит первостепенный характер. Большинство авторов, тексты которых представлены для анализа, известны детям из курса начальной школы, что, несомненно, создает эффект узнавания, придает уверенности, гармонизирует отношения: ученик – учебник – учитель.Например: отрывки из произведений Б. Заходера, К. Булычева, Н. Сладкова, Л. Ла- гина, Н. Носова, Ю. Дмитриева, Л. Успенского, В. Драгунского, С. Михалкова, В. Голявкина и других. Работа над комплексным анализом текста Интересной методической находкой является «прогнозирование» содержания текста на основе его названия и сопоставление первоначальных предположений с выводами, возникшими после прочтения и обсуждения. Многие явления окружающего мира неоднозначны: умение предусмотреть различные (как позитивные, так и негативные) проявления природы сущего позволит личности избежать социальных, нравственных, да и материальных потерь.Например: текст «Синие волны» А.Дорохова, «Журавли» А. Яшина., «Хозяин» (По В. Баныкину) и другие. Выделение смысловых частей текста, приемы сжатия текста как элементы комплексного анализа текста Современный социум – это непрерывная атака различного рода информации, и человек должен научиться противостоять этому натиску, обобщать, систематизировать и выбирать только существенное, главное. Выделение смысловых частей текста, приемы сжатия представлены в учебнике как элементы комплексного анализа текста. Это удачное методическое решение, в «зоне ближайшего развития которого» успешное преодоление экзаменов, а в дальнейшем - комфортная адаптация личности в обществе. Например: на какие смысловые части можно разбить текст? Как они связаны между собой?какие слова выражают главную мысль текста? Найдите их.Сколько частей можно выделить в этом тексте? Составьте его план.Какова основная мысль текста? Выражена ли она автором прямо или о ней нужно догадаться? стилистический и типологический аспекты анализа текста Узнаваемые стилистический и типологический аспекты анализа текста в книге получили свое дальнейшее развитие: представленные тексты иллюстрируют примеры сочетаемости стилей и типов речи. Принцип системности лежит в основе работы над средствами связи предложений в тексте, что способствует формированию навыков правильного речевого оформления текста, развитию логичности и точности в процессе построения высказывания.Например:Можно ли сказать, что в этом отрывке представлена только разговорная речь? Докажите примерами из текста.Какие типы речи представлены в тексте? Докажите свою точку зрения. Какие фрагменты текста представлены как рассуждение? Устно докажите свое мнение, приведите примеры из текста. лингвистический аспект комплексного анализа текста В основе лингвистического аспекта комплексного анализа текста лежит принцип тематического соответствия: функционально предложенный текстовой материал направлен на закрепление умений и навыков по изучаемой теме. Орфографический и пунктуационный аспекты анализа текста также основаны на принципе тематического соответствия.Например:в тексте «Тетрадки под дождем» отрабатываются умения и навыки по теме «Предложения по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения». Для рассмотрения предложены следующие вопросы: Найдите побудительные предложения. Прочитайте их. Что они выражают: совет, просьбу, требование, приказ, приглашение? Найдите и выпишите три вопросительных предложения. Какими средствами в них выражены вопросы? Многоаспектный анализ текстаКомпозиционно-содержательный,стилистический,типологический,лингвистический анализ отдельных элементов текста,орфографический и пунктуационный многоаспектный анализ текста позволит овладеть языком во всех его функциях: в функции общения, функции познания и мышления, функции накопления знаний о мире и постижения культуры мира и нации, в функции социализации личности, её комфортной адаптации. Примеры многоаспектного анализа текста Творческие работы Среди заданий к текстам используются и творческие задания, направленные на развитие мыслительной, коммуникативной деятельности, эмоционально-нравственных и волевых сфер. На данном этапе работы над комплексным анализом реализуется личностно-ориентированная направленность обучения, так как в центре педагогического процесса становится человек, познающий и создающий свой внутренний мир, стремящийся к самоизменению и культурному развитию, способный решать жизненные проблемы. Например: Как могут развиваться события дальше? Пофантазируйте. Напишите краткое сочинение – продолжение этой истории.Напишите историю своей семьи или фамилии.Придумайте конец сказки, учитывая ее название.Напишите небольшое сочинение о том, как вы относитесь к музыке.Что любите вы? «Поведайте тайну своей души».