«Контрольно-оценочные действия, как важнейший компонент учебной деятельности младших школьников»
Подготовила:учитель начальных классовМКОУ «Ханинская СОШ»Трубицкая Елена Викторовна«Контрольно-оценочные действия, как важнейший компонент учебной деятельности младших школьников»
Контрольно-оценочные действия в младшем школьном возрасте осуществляются в своих простых формах – в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Но в процессе работы уже начинается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы в ходе ее выполнения. Ряд исполнительных и контрольно-оценочных учебных действий в младшем школьном возрасте при правильном формировании может превратиться в умения и навыки, выполняться как бы «автоматически».Контроль – наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков».
Функции контроляКонтролирующаяОбучающаяВоспитывающаяДиагностическаяМотивирующаяРазвивающаяПрогностическая
Виды контроляКонтроль по конечному результатуПошаговый контрольКонтроль по известным условиям или параметрам деятельности
Оценивание –объемное понятие: включает в себя и процесс, и результат работы.– определение позитивных и негативных моментов деятельности. – контроль качества образования. – инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности. – способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика. – взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Оценивание осуществляется В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):-отметка;-результаты теста в баллах.В виде качественного показателя:-словесные высказывания о процессе и результате работы;-эмоциональная реакция.
Самооценка – важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
Приемы формирования самооценки :письменные (дневник или журнал добрых дел ); комплексные (игры);вербальные (игры).
В первом классе рекомендуется использовать следующие приемы формирования контрольно-оценочной деятельности при помощи веселых смайликов Отлично!
Хорошо!
Подтянись!
Подумай!
Со второго класса рекомендуется использовать приемы формирования контрольно-оценочной деятельности:В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:- Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?-Насколько он увлек вас?-Какие задания вам понравились, а какие – нет?-Что вы хотите посоветовать учителю?-К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?-Насколько успешно мы выполнили намеченный план?-Какие возникли проблемы?
Впоследствии для повышения уровня каллиграфии в тетрадях по русскому языку, ежеурочно проводится минутка чистописания.
При устном самооценивании и взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом выбираются совместно с учащимися следующие критерии: -громкость, последовательность, выразительность, темп.Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка.-При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.
ЗаключениеСформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
Спасибо за внимание!