Презентация по логопедии Постановка и автоматизация звука Л-Ль
Звуки Л-ЛЬПодготовила учитель логопед Бижова О.А
-Звук Л-ЛЬ в норме.-Артикуляционная гимнастика-Постановка- Автоматизация звука Л-ЛЬ:*Автоматизация изолированного звука*в слогах* словах* в словосочетаниях* в предложениях* в чистоговорках* в стихах* в тексте* в скороговорках- Дифференциация со схожими звуками /Л-ЛЬ/- Рекомендации родителям- ИсточникиВведение
Звук Л-ЛЬ в нормеЗвук л - согласный, звонкий, твердый.Звук ль - согласный, звонкий, мягкий.Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;Зубы незначительно разомкнуты;язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:губы растянуты в стороны, как при улыбке;язык - кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы ("бугорки") за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика звук Л-ЛЬ«Качели»Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.«Бегемот»Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Нижние и верхние зубы видны. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5.
Постановка звука Л-ЛЬ
Звук ЛСпособ 1. Расслабленным языком делаются быстрые лакательные движения с голосом бл-бл-бл.Способ 2. Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед. Очень легкий способ.Способ 3. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.
Звук ЛЬПОСТАНОВКА ЗВУКА ЛЬ.Способ 1. После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, логопед произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Способ 2. Логопед просит произнести слог ЛЯ, прижимая к верхним резцам нижнюю (тыльную) часть языка. Для этого ребенку придется загнуть вверх кончик языка, а среднюю часть спинки опустить «ковшиком». Этот прием устраняет излишний подъем средней части языка, который вызывает мягкое произношение Л.
Автоматизация звука Л –ЛЬ в слогахЛа - ло - лу - лыЛо - лу - ла - лыЛу - лы - лы - лолы - лу - ло - лала - лы - лу - лолы - ла - ло - луал - ол - ул - ылял - ёл - юл - ил - елал - ял - ол - ёлЗвук Лaль - оль - уль - ыльяль - ёль - юль - иль - ельяль - юль - иль - ельоль - ёль - аль - юльаль - яль - уль - юльыль - иль - ель - альле - лё - ли - ля ля - лё - лю - лилю - ля - ли - леЗвук ЛЬ
Автоматизация звука Л-ЛЬ в словахТюльпанЕльБудильникЛампалужафиалка
Автоматизация звука Л-ЛЬ в словосочетанияхЗвук ЛЗвук ЛЬВесёлый малыш, луч солнца,платье с воланами, гладкий лоб,лыжная палка, плывущая лодка,глубокая лужа, метла под столом,плыть к плоту, глупая улыбка,молочная лапша, полная луна, голубые волны, нейлоновый плащ,сломанная вилка, кислое молоко,оловянная ложка, холодное молокоЛяля лепила, липовая алея, взгляни на лисят, сильный ливень, лягушонок лентяй, зелёный лягушонок, лежбище леопардов, летний ливень, лекция о лесе, липкая липа,
Автоматизация звука Л-ЛЬ в предложенияхЗвук ЛЗвук ЛЬУ Лены лейка. Галя и Оля бегали. Лева и Коля сидели. Коля сильнее Толи. Леня полез на липу. Далеко, далеко колокольчик звенит. Оля поливает лимон. Лида любит лимонад. Леня лепит из пластилина. У Левы заболели зубы.Маленькая Оля лежит в коляске. Мила ела салат.Луша взяла лопатку.Ласточка свила гнездо.Мама сделала молочную лапшу.Мила вымыла ладони.Около палаток лопухи и полынь.Наступила зима.Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.Мила видела слона.Слава идет в кладовую за веслами.В глубоком колодце вода холодная.В лавке спелые и сладкие яблоки.
Автоматизация звука Л-ЛЬ в чистоговоркахЛа-ла-ла, ла-ла-ла - прилетела к нам пчела. Лу-лу-лу, лу-лу-лу - Коля нитку вдел в иглу.Ло-ло-ло, ло-ло-ло - на горе стоит село.Лы-лы-лы, лы-лы-лы - дети сели за столы.Ло-ло-ло, ло-ло-ло - все на улице бело.Ла-ла-ла, ла-ла-ла - клумба под окном бела.Ол-ол-ол, ол-ол-ол - белым стал зеленый стол.Ала-ала-ала, ала-ала-ала - белой и скамейка стала.Лы-лы-лы, лы-лы-лы - все тропиночки белы.Ло-ло-ло, ло-ло-ло - в окнах белое стекло.Ля-ля-ля, ля-ля-ля - на аллее тополя.Лю-лю-лю, лю-лю-лю - я пилой дрова пилю.Ле-ле-ле, ле-ле-ле - стоит лампа на столе.Ли-ли-ли, ли-ли-ли - прилетели журавли.
Автоматизация звука Л-ЛЬ в стихахЗиму всю мели метели - клены, липы поседели…А весной повеселели, зацвели, зазеленели:Птицы с юга прилетели - ветки лапами согрели!В магазине Веленьке покупают валенки.Маленькие валенки до чего милы!Но надела валенки маленькая Валенька -Оказались валенки на нее малы.Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, Миле в глаз попало мыло.- Что ты плачешь, наша Мила?- Я выплакиваю мыло!Елка плакала сначалаОт домашнего тепла.Утром плакать перестала, Задышала, ожила.
Автоматизация звука Л-ЛЬ в текстеЗвук ЛЧто случилось с волком.Блуждал по лесу голодный волк. И увидел он на колючей ёлочке пушистую белку. «Вот я её съем,— подумал волк и говорит белке: «Слезай, белочка, вниз, иди сюда. Мы с тобой покатаемся на лыжах. Улыбнулась белочка: «Не могу я пойти с тобой: у меня лыж нет. Ты лучше покатайся с лисой». Только она это сказала, из-за другой елки выбежала лиса. Волк пригласил и лису на лыжную прогулку. «Ладно,— ответила ему лиса, — только вот сбегаю за своими лыжами». Мелькнула она и пропала в лесу. Только её и видели. Побежал волк за ней, да провалился в берлогу, где спал медведь.
Автоматизация звука Л-ЛЬ в текстеЗвук ЛЬЛиса и собаки.Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:- Ушки, ушки, что вы делали?- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.- Ножки, ножки, что вы делали?- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.- Глазки, глазки, что вы делали?- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.- А ты, хвост, что делал?- Я по пням, по кустам цеплялся.- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.
Автоматизация звука Л-ЛЬ в скороговоркахВ Луку Клим луком кинул.Воля в поле.На мели мы налима ловили.Около кола колокола.Около кола колокола, И на колах - колокола.Палку толкал лапкой Полкан.У ёлки иголки колки.Волк-то на воле, да и воет доволе.
Дифференциация звука /Л-ЛЬ/Л-ЛЬ №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л-ЛЬ В СЛОГАХЛЯ-ЛЯ-ЛА ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА ЛЯ-ЛА-ЛЯЛЁ-ЛЁ-ЛО ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО ЛЁ-ЛО-ЛЁЛЮ-ЛЮ-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛЁ ЛЮ-ЛУ-ЛЮЛИ-ЛИ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ ЛИ-ЛЫ-ЛИЛ-ЛЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л-ЛЬ В СЛОВАХЛама – лямка – лапа – ляпис – лавка.Лак – ляг – флаг – фляга – пламя – клякса.Лог – лег – слог – силок – кулек.Слон – клен – склон – поклон – силен.Пилот – полет – налет – полоть.Л – ЛЬ №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ВО СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ И ТЕКСТАХНа речке мель, У здания – угол, На стенке – полка,А в школе – мел. А в печке – уголь. А танец – полька.Милые белые лилииВ белых своих лепестках,Плавают белые лилииВ мелких и плавных волнах.Лодка скользнула над лилией,Лилий коснулось весло,Плавают белые лилии –Лодку волной унесло.
Список литературыЛогопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112 – 115Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л и Л’. – М., 1998. – С. 54Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968. – С. 271 – 337Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х частях. Часть II. – М., 1995. С. 36 – 86
Спасибо за внимание