Презентация к обобщению опыта работы по теме Формирование навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий
Выполнила: Емельянова Марина Анатольевна учитель начальных классовМБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23» Условия возникновения и становления опыта Опыт возник в условиях муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23». Школа находится в старой части города Старый Оскол Белгородской области по адресу: улица Революционная, 72. Обучение организовано в одну смену. Одной из основных учебных дисциплин является чтение. В экспериментальном классе на начало педагогического эксперимента (3 класс) обучалось 7 учеников (4 мальчика и 3 девочки); на сегодняшний день (1 класс) в классе 8 человек, из них 4 мальчика, 4 девочки. Актуальность опыта Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию таких детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Противоречия - между необходимостью оптимизации учебного процесса в системе начального образования, в том числе и в специальной (коррекционной) школе VIII вида, и недостаточной сформированностью навыка чтения как ведущего речевого умения, необходимого для усвоения программного материала в начальном обучении;- между настоятельной потребностью в овладении навыком чтения учащимися с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с программными требованиями и недостаточной методической разработанностью, а также отсутствием конкретного материала в учебных книгах, позволяющего организовать отработку навыка чтения на основе использования игровых технологий. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении педагогических условий эффективного формирования навыка чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий в начальной школе. Длительность работы над опытом Работа над опытом охватывает период с 2010-го по 2013 год.I этап - начальный (констатирующий) –сентябрь - ноябрь 2010 года. II этап – основной (формирующий) - декабрь 2010 - март 2013 года.III этап – заключительный (контрольный) -апрель - май 2013 года. Диапазон опыта Диапазон опыта работы учителя Емельяновой М.А. охватывает систему уроков чтения обучающихся 1-4 классов с легкой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Теоретическая база опыта Проблему формирования навыка чтения рассматривали в своих работах А.К.Аксенова, Н.Г. Галунчикова, А.А.Катаева, А.И. Граборов, Н.К.Сорокина, М.Ф.Гнездилов, Р.И.Лалаева, В.Г.Петрова. Они представили методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенности его развития в начальной школе. Новизна опыта состоит - в разработке комплекса упражнений, позволяющих воспитывать у детей активный интерес к процессу чтения, развивать у них навыки исследовательской деятельности, формировать чувство языка; - в применении на уроках чтения системы игровых приемов для формирования компонентов навыка чтения обучающихся 1-4 классов с легкой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта Применение данного опыта работы возможно в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения детей 1-4-х классов с легкой и умеренной умственной отсталостью. Также возможно применение данного опыта работы во внеурочной деятельности воспитателями, педагогами дополнительного образования на занятиях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Цель опыта: формирование навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий. Задачи: - выявить особенности формирования навыка чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;- учитывать индивидуальные возможности учащихся в соответствии с физиологическими особенностями развития;- подобрать специальные методические приемы, активизирующие различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой и способствующие отработке всех его качеств: правильности, сознательности, беглости и выразительности;- создать благоприятную атмосферу, направленную на активизацию интереса учащихся к овладению чтением; Речевая зарядка Речевая зарядка отлично служит и целям коррекции личности умственно отсталого ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Упражнения: «Слог потерялся», «Буква потерялась», «Кто самый внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной - двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, потемнело — потеплело). Дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.«Шепни на ушко». На доске записываются слова и закрываются полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны.«Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех). Фрагмент урока по теме: И. Соколов – Микитов «Зима в лесу». В начале урока проводится речевая разминка: Задания: - Прочтите стихотворение шёпотом.- Прочтите, начиная тихо, постепенно увеличивая громкость.- Прочтите, начиная громко, постепенно затихая.- Прочтите стихотворение в замедленном темпе. Дидактические игры Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение. Обычно дидактические игры максимально оречевляются, т.е. проговаривают свои действия Фрагмент урока по теме: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». На этапе актуализации опорных знаний обучающимся даются опорные слова и картинки.Опорное слово: землянка. Картинки: землянка, старик, старуха, корыто, синее море.Сначала проводится беседа по вопросам:- Что старик закидывал в море?- Сколько раз старик закидывал невод?- Что было в неводе 1-ый раз? (опорное слово : тина)Далее учитель проводит дидактические игры: Дидактическая игра «Найди, выбери нужное» На столе: сетка, тина, трава морская, игрушка – золотая рыбка.- Положи в невод тину.- Что было в неводе 2-ой раз?( опорное слово: морская трава)- Что поймал старик в 3-ий раз? (опорное слово: золотая рыбка)Дидактическая игра «Дополни, чего не хватает на картинке?»- Чего же не хватает на картинке? (корыта) Игры на развитие речевого слуха «Слова могут звучать громко и тихо» «Слова могут звучать быстро и медленно» «Найди и назови нужное слово»«Кто лучше слушает?» «Назови первый звук в слове» «Какой звук есть во всех словах?» Игры для формирования правильного звукопроизношения «Доскажи словечко» «Жуки»«А что там?» Упражнения Чтение цепочек слов, близких по графическому облику:вслух – глух – слухвьют – вьюн – вьюга Работа над правильностью дыхания «Задуйте свечу»Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.Побрызгайте белье водой (в один прием, три, пять)Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье. Речевые разминки Чтение тихо и умеренно:Арка – арца арла – арча Арта – арда арча – аржа Чтение громко и уверенно:гарь – парь – жарьдверь – зверь – червь Речевые разминки Читай слова четко и быстро.гАз – гОд – гОл – гУл – гУсь вол – вой – волкВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР вес – весь – весть – вещь Отчетливо произноси слоги: громко – тихо, тихо – громко.ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫФИ-ВИ – ФЭ-ВЭ – ФО-ВО – ФА-ВАВИ-ФИ – ВЭ-ФЭ – ВА-ФА – ВО-ФО Логические ударения Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дополнение незаконченных предложений На опушке леса растет (трава, василек, сосна).Прилетели из теплых стран (вороны, грачи, скворцы).Поздней осенью начинаются первые (дожди, заморозки).Ранним утром Миша встал, взял ведро и удочку и отправился на (экскурсию, рыбалку). Результативность опыта работы