Презентация на тему Создание условий для социализации детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем
Руснак Олеся ВалерьевнаВоспитатель МБДОУ «Детский сад №67»Образование среднее специальное педагогическоеСтаж работы в должности 16 летКвалификационная категория перваяг Нижний Новгород 2017г
ТемаСоздание условий для социализации детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия Изучение работ психологов и педагогов (К.Д. Ушинский, И.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Н.Г. Комратова, Л. Ф. Грибова, М. Д. Маханёва, О. Л. Князева, Т. А. Серебрякова, И.Е. Абоимова, С.И. Тиманкина. О.А. Скоролупова,)Методические условия Изучение передового педагогического опыта коллег по социальному развитию детей дошкольного возраста (М. Фёдорова, М. Барсукова, Т. Гусельникова )Организационно-педагогические условия Выступление на районных методических объединениях, проведение открытых занятий Выступления на педагогических советах МБДОУ «Детский сад № 67», работа в творческой группе. Публикации в интернет-сообществах.
Актуальность Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие. К сожалению, приходится констатировать, что материальные ценности стали всё больше доминировать над духовными, дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, а больше времени проводить у компьютеров и телевизоров. Родители смещают акценты в сторону интеллектуализации, тогда как природные закономерности свидетельствуют о том, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер. Социализация детей дошкольного возраста – это требование ФГОС ДО, а именно содержание образовательной области - социально-коммуникативное развитие.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образованияЛ. В. Выготский считал дошкольный период необычайно значимым для вхождения ребёнка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по его мнению, рассматривается как «врастание в человеческую культуру».Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространёнными в конкретной местности, что способствует активизации умственной деятельности, доставляет радость, позволяет ощутить себя значимыми и компетентными. Н. Г. Комратова, Л.Ф. Грибова считают, что именно дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.Т. А. Серебрякова, И. Е. Абоимова подчёркивают, что способность дошкольников к сочувствию, сопереживанию позволяет активно формировать нравственно-положительный опыт общения с миром, стимулировать и поощрять гуманные проявления в их поведении и деятельности.
Цель и задачиЦель: Создать условия для социализации в процессе ознакомления с родным краем детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Выявить уровень социализации детей среднего дошкольного возраста.Разработать и внедрить в образовательный процесс систему знакомства с родным краем на основе методов и средств музейной педагогики и проектной деятельности.3. Оценить результативность разработанной системы.
Ведущая педагогическая идеяОзнакомление с родным краем будет способствовать социализации детей среднего дошкольного возраста.
Деятельностный аспект1 этап работы1.1. Анализ уровня социализации детей среднего дошкольного возраста.1.2. Анализ образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 67» и включение в содержание планирования проектной деятельности по ознакомлению детей с родным краем.1.3. Проектирование и создание среды группы (организация пространства под мини-музей, оформление уголка «Край родной», «Уголка семьи» и т.д.) 1.4. Внесение в группу пособий, дидактических игр («Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Где находятся памятники», «Найди отличия» и др.), репродукций картин: Перов «Тройка», Серебрякова «За завтраком» и др.Этапы работы:1 этап - Аналитико-проектировочный2 этап - Практический этап3 этап – Рефлексивный этап
1.5. Разработана система проектов СоциализацияМой любимый город – Нижний НовгородПравила поведения в природеПрофессия - строительПравила поведения Правила поведения в группеПравила дорожные каждый должен знатьПравила поведения дома и на улицеРанняя профориентацияКто работает в детском садуПрофессии родителейНаши защитникиЗнакомство с профессией медикаЗнакомство с родным краемhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/02/11/proekt-po-sotsialno-nravstvennomu-vospitaniyu-moy - перспективное планирование по проекту «Мой любимый город».http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/11/primer-kalendarnogo-planirovaniya-na-nedelyu-v-ramkah-proekta - календарное планирование по проекту «Знакомство с профессией медика».
1.6. Налаживание социального партнерства с семьейСеминары – практикумы, например на тему «Индивидуальные особенности детей»;Родительское собрание на тему «Проблемы личностного развития»;Консультации на тему «Как помочь ребёнку стать добрым», «Когда формируется совесть» и т.д.;Привлечение родителей к оформлению мини-музея, пополнения выставок новыми экспонатами, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.Посиделки;Конкурсы;Выставки;Мамочка-рукодельница изготовила вывеску для мини-музеяПодгрупповая консультация для родителейРодители принимают активное участие в пополнении развивающей среды
2 этап. Практический этап 2.1 Проектная деятельностьВиртуальная экскурсия по городуРазвлечение «Правила дорожные знать каждому положено»Порадуем папу на День защитника ОтечестваИгра «Научим Карлсона хорошим манерам»
Режиссёрская игра «Авария на дороге»Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»Сюжетно-ролевая игра «Больница», деревянный пальчиковый театрИгра «Поездка на поездеДядя Стёпа спасает голубей
2.2. Музейная педагогикаПрослушивание русской народной музыкиПодготовим балерину к выступлениюВ музей добавили семейные фотографии«Мой папа пожарный»
2.3. Проведение акций «Семечко и зёрнышко про запас»«Добрая зима для птиц»«Любимый город – чистый город»«Ёлочка – зелёная иголочка»«Украсим планету цветами»«Люблю тебя мой край родной»«Спасём ёжика» (сбор батареек)«Международный день птиц»
Участие детей и родителей в государственных праздниках и фестивалях
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизныРазработана система проектов по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с родным краем.Презентации «Мини-музей в детском саду», «Ранняя профориентация», серия презентаций по ознакомлению с профессиями и т.д., видеоклип «Путешествие по городу»Разработана программа взаимодействия с родителями по теме «Социализация детей среднего дошкольного возраста».Разработана система дидактического и методического материала.Новизна данной работы заключается в разработанной системе по ознакомлению детей с родным краем в соответствии с требованиями ФГОС ДО, которая направлена на социализацию детей среднего дошкольного возраста. Данная система стала активно использоваться в практике работы детского сада.
РезультативностьДля изучения уровня социокультурного развития детей применялась методика : «Диагностика педагогического процесса в средней группе» Н. В. Верещагиной. Общие критерии оценок:1 балл – ребёнок не может выполнять все параметры оценки, помощь взрослого не принимает2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;3 балла – ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;5 баллов – ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Продуктивная деятельностьРаботы детей и работы, выполненные совместно со взрослымиИзготовление макета детского садаГерб Нижнего Новгорода (работа выполнена совместно с воспитателем«Моя семья»
Транслируемость практических достиженийФедеральный уровень.Победитель Всероссийского творческого конкурса «Солнечный свет» в номинации «Времена года». https://solncesvet.ru/obratnaya-svyaz/Победитель 3 степени Всероссийского конкурса для детей и педагогов «Узнавай-ка!» в номинации «Проектная деятельность». https://cloud.mail.ru/public/HoPs/kjaNEvo6gПобедитель Всероссийской олимпиады для педагогов в номинации «Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников» . http://pedagogcentr.ru/fgos-resultsПубликации на Международном образовательном портале: «Тело человека – настоящее чудо», проект «Знакомство с профессией медика детей среднего дошкольного возраста» и др. http://www.maam.ru/users/ofeyaliyaСоздание мини-сайта на портале «Социальная сеть работников образования» (публикация статьи в разделе «Методическая разработка» на тему «Проект «Мой любимый город – Нижний Новгород» и др.). http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/22/proekt_vrach.docxСоздание сайта на интернет-портале «Инфо-урок» и публикация своих материалов. https://infourok.ru/user/rusnak-olesya-valerevna/progress Публикация в журнале «Воспитатель» (издательство «Сфера» Москва).
Муниципальный уровень Выступления на районных методических объединениях. Тема: «Создание условий для формирования первичных представлений о малой родине средствами музейной педагогики у детей среднего дошкольного возраста». Участие вместе с детьми в городском конкурсе «Яркая осень». Участие воспитанников группы в городском конкурсе рисунков «Мой любимый город».ДОУ Выступление на педагогических советах ДОУ. Например, по теме « Музейная педагогика, как средство формирования представлений о малой родине». Участие в семинарах, например : «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»Региональный уровень Участие в смотре –конкурсе УМФ по ГОЧС Нижегородской области имени маршала Советского Союза В. И. Чуйкова на тему «Земля Нижегородская». Участие в конкурсе «Рыжий кот» в центре дополнительного образования имени Я. А Каменского г. Самара 2017г. http://ginger-cat.ru/
литература Н. Г. Комратова, Л, Ф, Грибова «Моя малая родина» - Нижний Новгород 2005 г.«Мир на моей ладошке» под общей редакцией Т, А, Серебряковой, А. В. Удовика - Нижний Новгород 2013 г.О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006 г.Н. Г. Комратова «Мир в котором я живу» – Нижний Новгород 1998 г.Т. А. Серебрякова «Край родной» – Нижний Новгород 2004 г.Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина «Музей в детском саду» – Москва 2011 г. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина» – Москва «Просвещение» 1984 г.Н. В. Микляева, С. И. Семенака «Уроки добра» - Москва «АРКТИ» 2016 г.Н. Т. Сертакова «Проекты в ДОО» – Москва «Учитель» 2016 г.О. А. Ботякова, Л. Ф. Голякова, Л. К. Зязева, С. А. Прокофьева, Г. Г. Сорокина, Е. Я. Тимофеева, О. М. Федорова «Российский этнографический музей – детям» - Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001 г.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: 1990.-С.238.