Презентация для начальников и воспитателей летниих оздоровительных лагерей


Моделирование профильных смен в летнем оздоровительном лагере: структура и основные элементы комплексных и профильных программ Введение Летний лагерь – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности и индивидуальные, физические, социальные потребности. Летний отдых - неотъемлемая составляющей всей жизнедеятельности ребёнка, он рассматривается как особая сфера воспитательно-оздоровительной деятельности, направленной на разработку и внедрение современных личностно-ориентированных технологий в рамках организации воспитательной деятельности с детьми. Поэтому к содержательной части летнего отдыха предъявляются всё более серьезные требования. Моделирование профильной сменыЕсли говорить о профильной смене, то необходимо понимать, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.Говоря о моделировании, выделяют ряд существенных этапов в осуществлении данного процесса:Составление концептуальной модели смены.Составление целеопределяющей модели смены.Составление структурной модели смены.Составление игровой модели смены.Составление содержательной модели смены.Составление кадровой модели смены. Концептуальная модель сменыЭто обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены.Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера). В связи с этим принципы организации жизнедеятельности можно рассматривать как содержательные и организационные. Целеполагающая модель сменыОсновная цель воспитателя создать условия для реализации потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.Воспитание возможно только через ту деятельность, которая присуща данному возрасту. Чтобы программа оказалась наиболее результативной необходимо особое внимание уделить целеполаганию, так как от выбора и правильной постановки целей зависит результат всей работы!Программа должна отвечать на три ключевых вопроса:«Для кого эта программа?»«Что мы хотим воспитать, развить, реализовать в детях, с которыми предстоит работать?»«Как?» Структурная модель сменыЭто представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют пять периодов: I – подготовительный (не ограничен во времени), II – организационный (первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней), III – основной (это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей), IV – итоговый (определение степени результативности проведенной программы) , V – постлагерный (это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия и подготовки вместе с ними следующей смены). Эмоциональные ритмы лагерной сменыВ течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний. Вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Фазы эмоционального циклаСмена 21 деньСмена 10 дней1 фаза1 – 61 – 32 фаза7 – 164 – 73 фаза17 - 218 - 10 Эмоциональные ритмы лагерной сменыПри составлении планов работы на день учитывается чувствительность детей к определенным видам деятельности в разное время дня.При разработке содержания важно учитывать соотношение общелагерной и отрядной деятельности в разные периоды смены.{7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Время суток Вид деятельностиУтроПознавательная ДеньФизическаяВечер Ценностно-ориентационная{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}Периоды сменыОбщелагерные делаОтрядные делаОрганизационный 30 %70 %Основной 50 %50 %Итоговый 30 %70 % Игровая модель сменыЭто модель, в основании которой лежит игра, и прежде всего игра ролевая, через которую ребёнок познает важнейшие социальные формы поведения, перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь. При разработке игровой модели смены необходимо помнить о её разновидностях: сюжетно-ролевых моделях и имитационных (деловых) игровых моделях. Содержательная модель сменыЭто представление о содержании деятельности во взаимосвязи с формированием эмоционально-нравственной атмосферы лагеря, тематикой смены и познавательной сферой деятельности воспитанников.Во временном детском коллективе в целях максимального использования его потенциалов для развития каждого ребёнка важно обращаться к чувствам, эмоциям, целенаправленно развивать эмоциональные потенциалы, эмоциональный фон жизнедеятельности. Кадровая модель сменыКадровая модель смены – это организаторы и исполнители программы профильной смены.Это система, обусловливающая отношения между организаторами и исполнителями программы. Классификация программ организации детского отдыхаПо направленностиПо продолжительности их реализациикомплексныепрофильныетематическиедолгосрочныекраткосрочные Комплексная программаЭто программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях детского оздоровительного лагеря.Комплексная программа, разрабатываемая на срок от 1 года до 3 лет, представляет систему действий и мероприятий, увязанных между собой по содержанию, срокам и ресурсам, направленным на достижение единой цели – развития педагогической, управляющей, экономической и материально-технической систем учреждения. В комплексной программе обязательно должны быть представлены цели и задачи программы, пути и средства их решения, факторы риска и меры профилактики, система мониторинга развития каждого направления. Структура комплексной программыПаспорт программы:- участники программы;- место проведения;- сроки проведения;- организаторы программы;- механизм реализации.Введение и актуальность.Основные положения (цели, задачи):- нормативно-правовое обеспечение;- кадровое обеспечение;- материально-техническое обеспечение;- методическое и ресурсное обеспечение.Содержательная деятельность:- культурно-досуговая деятельность;- спортивно-оздоровительная деятельность;- дополнительная оздоровительная деятельность;- психологическая служба;- проблемно-ориентированный анализ (диагностики и мониторинги).Ожидаемые результаты.6. Список литературы. Типичные ошибки написания комплексных программНесоответствие направлений деятельности нормативной базе.«Общие фразы» в формулировке принципов, не раскрытых применительно к специфике лагеря.«Программа сверху» – не проработанная и не принятая коллективом.Не учтённые особенности контингента.Не измеряемые показатели мониторинга.Отсутствие финансовых показателей.Неготовность «сопроводительных» документов – анкет, карт сопровождения детей и временных коллективов и т.п. Основная её особенность в том, что данная программа имеет одно, генеральное (ведущее, основное) направление деятельности.Как правило, данные программы выстраиваются под определённый контингент детей, либо набор детей в лагерь происходит с условием, имеющихся знаний по профилю смены.Сама работа лагеря по профильной программе строится на основе вычленения основных детских интересов. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Такой лагерь реализуется как образовательная и оздоровительная деятельность с творчески одарёнными или социально активными детьми.Профильная программа Структура профильной программыПаспорт программы.Перечень организаторов программы.Обоснование программы, актуальность.Цель и задачи программы.Основное содержание программы.Участники смены.Сроки программы.Механизмы реализации.Игровая модель смены.План-сетка мероприятий смены.Характеристика материально-технических, кадровых, финансовых ресурсов.Ожидаемые результаты и критерии их оценок.Система мониторинга.Факторы риска, меры их профилактики.Обеспечение безопасности. Возможная тематика профильных сменПрофориентационнаяХудожественно-эстетическаяЭколого-биологическаяКраеведческаяАрхеологическаяЛидерскаяСмена юных журналистовСмена диалога культур и др. Система мониторинга профильной сменыВоспитательный блокСоциальный блокЭкономический блокКадровый блокОрганизационно-управленческий блокСистема мониторинга программы профильных смен основана на предполагаемых результатах реализации смены!(По каждому блоку определяется своя система показателей индивидуально для каждого лагеря) Тематическая программаТематический лагерь – это детский отдых, организованный таким образом, чтобы в рамках какой-то тематики (искатели сокровищ, охотники за приведениями, юные геологи, детективы, космический полёт) можно было составить программу летнего оздоровительного лагеря. При этом нужно учесть, чтобы каждый день дети получали новые знания из разных областей, которые могли бы применить в дальнейшем на практике. Тематические лагеря отличаются от профильных тем, что в них для заезда выбирается какая-то одна тема, и все основные мероприятия смены посвящаются ей. Продолжительность реализации программДолгосрочные программы – программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет. Долгосрочная программа представляет из себя не просто программу лагеря, а программу развития лагеря.Краткосрочные программы – программы, реализуемые в течение небольшого срока (оптимальный период – лагерная смена). Поэтому рекомендуется разрабатывать краткосрочную программу лагеря как программу одной смены.В настоящее время наиболее распространёнными являются авторские программы, то есть разработанные командой лагеря для себя. Источники: Мальцева О.С. Как нам не прожить лето даром. – Екатеринбург, 2015.Мыздрик Е. В. Организация воспитательной работы в лагере с дневным пребыванием / Е.В. Мыздрик, Р.Т. Макарова, Т.В. Чернышова. – М.: 2012.Фролов В.В. Настольная книга директора детского оздоровительного лагеря. - Воронеж, 2011.http://summercamp.ru