Презентация внеклассного мероприятия по литературе в старших классах из рубрики Литература и кино Произведения М.Шолохова в экранизации С.Бондарчука.


Литература и кино Произведения М.А.Шолохова в экранизации С.Ф.Бондарчука Рассказ «Судьба человека» написан М.А.Шолоховым в 1956 году. 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года напечатан в главной газете Советского Союза «Правда». Это стало важным событием, которое открыло новый этап развития отечественной военной литературы. Судьба главного героя – обобщенная судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. Народный артист СССР, прославленный актер, уже сыгравший в кино ставшую знаменитой роль Тараса Шевченко в одноименном фильме И. Савченко (1951), Отелло у С. Юткевича, Дымова в "Попрыгунье" С. Самсонова. Многогранный, крупный мастер обладал счастливыми и редкими актерскими данными, сочетая героический темперамент с мягкостью акварельных красок, если того требовала роль. Бондарчук мечтал о режиссуре еще с начала своего пути в кино. Сергей Федорович буквально «заболел» «Судьбой человека» и, опасаясь, что его видение будущего фильма не совпадет с мнением режиссера, решил сам поставить картину. Но режиссера-дебютанта мучили сомнения по поводу того, как отнесется автор рассказа к его идеям, и он все-таки решил работать над фильмом в сотрудничестве с Шолоховым. «Поначалу у него [М.А.Шолохова] было недоверие ко мне – человеку городскому: смогу ли «влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни?» – вспоминал Сергей Федорович. Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…» Позже, уже находясь со съемочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил». Русский национальный характер в новых социальных условиях — вот что стремился прежде всего воплотить в Андрее Соколове Бондарчук. Прошедший страшнейшие жизненные испытания, Андрей Соколов сохраняет как главное несгибаемую стойкость. Сдержанный темперамент, скрытый и тем более глубокий, молчаливое упорство в верности своим идеалам, конденсация воли и неизменность доброты, затаенной в натуре внешне неброской, — таков портрет русского человека, созданный в фильме. Вот они оба на экране – Андрей и Ирина Соколовы… Хорошо жили они до войны. Жили так, как могли только мечтать. Свободные, независимые, красивые, они любили свой труд, своих детей.Война ударила по жизни народа, как огромный молот по живому телу. Ударила, сразу всё разбив и разрушив, порвав прочнейшие человеческие связи, осиротив матерей, жён, сестёр.Зинаида Кириенко в сцене, где Ирина, словно ослепшая от горя, возле солдатской теплушки провожает Андрея на фронт, не забудется никогда. Все эпизоды о пребывании героя на фронте, а потом в плену, сыграны Бондарчуком с такой силой, сдержанно и вместе с тем чутко, что вот и опять нам кажется, что словно впервые увидели мы войну на экране, словно впервые ощутили весь её ужас и всё же нашли в себе силы для преодоления.  Вспомним ещё одну сцену, где Андрей Соколов, вызванный комендантом концлагеря на допрос, пытку и, наверное, на смерть, одерживает моральную победу. Потрясает поединок Андрея с комендантом. Когда он, полумёртвый пьёт водку - три стакана один за другим, с русской богатырской лихостью, не закусывая. Закуску – хлеб и сало – он отдаёт товарищам по плену, по несчастью. Вот и встретились две одинокие души.- А знаешь ли ты, кто я, Ваня?Кто? Отец твой. Папка! Папка родненький! Я знал, что ты меня найдешь! На просмотр только что смонтированной работы Сергей Федорович пригласил М.Шолохова и С.Герасимова. Закончился фильм, включили свет, и возникла долгая, тягостная пауза, после которой Шолохов вдруг взял и резко вышел из зала. Герасимов сказал какие-то теплые слова, и понурые Бондарчук с женой Ириной Скобцевой поехали домой. Молчали, будто оглушенные. Через два часа позвонил Шолохов: «Дай мне Сергея». А ему сказал: «Ты прости меня. Я боялся рассопливить-ся. Только пришел в себя».Были о войне фильмы парадные, либо серьёзные, но холодноватые. Были фильмы, пронизанные тоской и горечью тяжких необратимых утрат… Но не было до «Судьбы человека» фильма, который бы вобрал в себя великую способность русского народа к сопротивлению… Согласие писателя Михаила Шолохова на экранизацию первой части его романа «Они сражались за Родину» кинорежиссер Сергей Бондарчук получает в конце 1973 года. Единственное условие писателя: съемки должны проходить в местах реальных событий. Актёрский ансамбль подобрался сверхзвёздным: сам Бондарчук, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Евгений Самойлов, Андрей Ростоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Лидия Федосеева-Шукшина…Озвученный список далеко не полон: кем-то подсчитано, что всего в фильме 57 «значимых» ролей и ещё 80 — второплановых. А уж про массовку и вовсе говорить не приходится, хотя привлечённые к съёмкам солдаты и сокращали затраты, поочередно изображая то своих, то чужих — чего, конечно, в кадре никто не заметит. Сергей Бондарчук на съёмках фильма  «Они сражались за Родину» Бои снимались там, где они велись. Не было необходимости заново создавать приметы места действия, нужно было просто углубить, обновить сохранившиеся со времен войны полузаросшие окопы и воронки, убрать кусты, пожечь, хотя бы кусками, чересчур мирно зеленеющую траву. Георгий Бурков, фотограф Анатолий Ковтун, Пётр Меркурьев и Юрий Никулин на съёмках фильма «Они сражались за Родину». Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин и Сергей Бондарчук на съёмках фильма «Они сражались за Родину». Фото из архива «Огонька» В тот день съёмки затянулись допоздна. Многие валились с ног. Несмотря на усталость Василий Шукшин, Георгий Бурков и Николай Губенко приняли приглашение местного жителя попариться в бане. Там Шукшину стало плохо с сердцем и он попросил отвезти его на теплоход. А под утро Василия Макаровича не стало… Фильм имел огромный успех. Только в 1975 году его посмотрело более 40 миллионов зрителей. По опросу читателей журнала «Советский экран», проведенном в 1976 году, «Они сражались за Родину» был признан лучшим фильмом, а В. Шукшин – лучшим актёром года. С. Бондарчук и В. Юсов стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Картина получила международное признание. Она была представлена в основной программе Каннского кинофестиваля, удостоена премии Союза антифашистских борцов Чехословакии на ХХ Международном кинофестивале в Карловых Варах, премии за режиссерскую работу и лучшее исполнение 27 мужских ролей на ХIV кинофестивале в Панаме.