Обобщение опыта: экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ


ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ:«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ( область- познавательное развитие) в старшей группе №1»Воспитатель:Мишутина Лариса Петровна Набережные Челны 2016 год АКТУАЛЬНОСТЬ В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через экспериментальную деятельность. .Задачи:Развивать у детей интереса к опытно - экспериментальной деятельности.Создать благоприятные условия для развития экологической культуры.Организовать предметно - пространственную среду в соответствии с выбранной темой.Обогатить знания детей по экологическому воспитанию посредством проведения праздников и развлечений, а также посредством просмотра мультфильмов и видеороликов по выбранной теме. 5. Проанализировать результат и перспективность влияния опытно-экспериментальной деятельности на формирование экологической культуры у младших дошкольников. Перспективное планирование по экологии в старшей группе по программе Н. Вераксы «От рождения до школы» Модель взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста:1.Познавательные занятия2.Экскурсии на природу3.Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде6.Опытная деятельность4.Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок 5.Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры7.Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых



В нашем уголке природы представлены:Комнатные растения; по возрасту, подписаны, имеется этикетажЛейки, ведерки, грабельки, совочки для ухода за растениями;Иллюстрации и картины «Времена года»;Дидактические игры по экологическому воспитанию;Предметные картинки «Домашние животные и их детеныши», «Времена года», «Дикие животные», «Овощи и фрукты» и др.;Фигурки домашних и диких животных; овощей и фруктов;Художественная литература про животных (сказки, песни, потешки);Природный материал (листья, шишки, камни, ракушки и т.д.). Оборудование опытно-экспериментальной деятельности: 1.Ширмы, экологические стенды2.Анкетирование, проведение опросов4.Консультации5.Информационные стенды, экологические газеты3.Фоторепортажи, домашнее видео6.Семейные гостиныеМодель взаимодействия педагога с родителями:


Конкурс поделок из природного материала;Конкурс на лучшую кормушку для птиц;Совместные рисунки на тему природы;Участие в экологическом проекте;Консультации , беседы;Подборка различных материалов – загадки, стихи, игры, художественное слово по экологическому воспитанию.Работа педагога с родителями: Выводы:Взаимодействие педагога с детьми по повышению уровня развития экологической культуры через экспериментальную деятельность - приведет к осознанному отношению к природе. Успехом послужит:1.Система работы по реализации проблемы;2.Проведение праздников и развлечений и тесное сотрудничество с родителями;3.Создание предметно – пространственной среды;4.Подобранная методическая литература.

ПРИЛОЖЕНИЕ№1 Проект «Мы сажаем бобы»№2 Загадки по экологии№3 Стихи на экологические темы№4 Картотека дидактических игр по экологии№5 Выставка рисунков «Дадим шар земной детям»№6 Семейные проекты-презентации родителей№7 Опыты по экологии№8 Конспекты занятий№9 Выступление на педагогическом совете «Методика экологического воспитания старшей группы» ПРИЛОЖЕНИЕ №1ПРОЕКТМЫ САЖАЕМ БОБЫ Цель проекта:* Формирование экологической культуры старших дошкольников через исследовательскую деятельностьЗАДАЧИ:Учить умению посадки семян бобов, наблюдения, устанавливать причинно-следственные связиПроект долгосрочный 1 этапГипотеза: Семена пророщенные дают всходы быстрее. 2 этап Посадка1 стакан (п)-пророщенные семена бобов2 стакан (с)-сухие семена бобов 3 этапУход за посаженными семенамиПолив 1 раз в 3 дня 4 этаппроверка гипотезыГипотеза верна ( семена пророщенные дают всходы быстрее)Гипотеза неверна (семена сухие дают всходы быстрее) 5 этапГипотеза подтвердилась:семена пророщенные дают всходы быстрее ПРИЛОЖЕНИЕ №2ЗАГАДКИ ПО ЭКОЛОГИИ Загадки о животных. Зубовато,  серовато,                                 по полю рыщет, телят, овец ищет.Ответ (Волк)Длинное  хвостище, рыжее  волосище, сама  хитрище.Ответ (Лиса)Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык! Ответ (Заяц)Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу.Ответ (Белка)Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.Ответ (Медведь)Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.Ответ (Ёж)
Загадки о насекомых.Во фраке зелёном маэстроВзлетает над лугом в цвету.Он — гордость местного оркестраИ лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик. (Стрекоза)Над цветком порхает, пляшет,Веером узорным машет. (Бабочка)Не мотор, а шумит,Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит. (Пчела)Я думал: ног не унесу,Есть и у храбрости границы!Сегодня встретилась в лесуМне помесь гуся и синицы. (Гусеница)Звучит труба басисто.Не трогайте солиста!Пускай садится на цветокИ пьёт в антракте сладкий сок. (Шмель)На вид, конечно, мелковаты,Но всё, что можно, тащат в дом.Неугомонные ребята —Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)Ходит ходок через потолок,Всем надоедает, здоровью угрожает.А как осень придёт,Ещё и кусаться начнёт. (Муха)Не жужжу, когда сижу,Не жужжу, когда хожу,Не жужжу, когда тружусь,А жужжу, когда кружусь. (Жук) Загадки о птицах                      На шесте - дворец,Во дворце - певец.(Скворец)Кто на елке, на сукуСчет ведет: "ку-ку, ку-ку?"(Кукушка)Черный, проворный,Кричит "крак" -Червякам враг.(Грач)Хоть я не молоток -По дереву стучу:В нем каждый уголокОбследовать хочу.Хожу я в шапке краснойИ акробат прекрасный.(Дятел) Эта хищница болтлива,Воровата, суетлива,Стрекотунья белобока,А зовут ее ... (сорока)Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это ... (снегири)Маленький мальчишкаВ сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи подбирает,По ночам кочует -Коноплю ворует.(Воробей) Загадки о деревьяхВесной зеленела,Летом загорела,Осенью наделаКрасные кораллы.(Рябина) Белые овечкиБегают по свечке.(Верба) Никто не пугает,А вся дрожит.(Осина) На лесной опушкеСтоят подружки.Платьица белёны,Шапочки зелёны.(Березы) Кудри в речку опустилаИ о чем-то загрустила,А о чем она грустит,Никому не говорит.(Ива) Зимой и летом -Одним цветом.(Ель)Не загадка это даже,Сразу назовем,Если только кто-то скажет -Желуди на нем!(Дуб) ПРИЛОЖЕНИЕ №3СТИХИ на экологические темыЧтоб цветы в лесу цвели,Всю весну и летоМы не будем собиратьИх больших букетов.Если птенчик из гнездаВыпорхнул до срока,Мы поможем, не беда,Не трещи, сорока. Хоть и вредный мухомор,Мы его не тронем.Вдруг понадобиться онЖителю лесному. Хрупкий домик муравьяНадо тоже охранять.Обязательно он долженЗа заборчиком стоять. Зайчика и ежика -Жителей лесныхЛучше вы не трогайте!Охраняйте их! ПРИЛОЖЕНИЕ №4КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИКарточка№3 «Природа и человек». Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.Материалы: мяч.Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. Карточка№4«Четвертый лишний».Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых.Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:1) заяц, еж, лиса, шмель;2) трясогузка, паук, скворец, сорока;3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;5) пчела, стрекоза, енот, пчела;6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;7) таракан, муха, пчела, майский жук;8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. ПРИЛОЖЕНИЕ №5Выставка работ ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Работа с родителямиСемейные проекты-презентации Проект №1«Для чего нужны комнатные растения и как за ними ухаживать»МАДОУ №88 «Лесовичок» г.Набережные ЧелныГруппа №1. Казакова Айлин, 5 летРуководитель проекта: воспитатель Мишутина Л.П.

ПРОЕКТ №2Экологическое воспитание в семьеПроект выполнили: семья Стулова ДанилаРуководитель проекта: воспитатель Мишутина Л.П. ПРОЕКТ №3 Моя семья Девиз нашей семьи: «Выходной, проведенный дома – день, проведенный впустую»Проект выполнили семья Ксюши Руководитель проекта: воспитатель Мишутина Л.П. Проект №4Мои первые открытияПроект выполнили семья Данила Гребенщикова, 5 лет 1 группа, МАДОУ «Детский сад № 88 «Лесовичок»г. Набережные ЧелныРуководитель проекта: воспитатель Мишутина Л.П.
МАОДОУ «Детский сад№88 «Лесовичок»Проект №5Конкурс творческих, исследовательских семейных проектов «Хочу все знать»Номинация «Первые открытия»Семья: Хакимов Б.Ф. Хакимова Р.Т.Ребенок: Хакимова АделяГруппа: №1Руководитель проекта: воспитатель Мишутина Л.П.г.Набережные Челны 2016 год
Приложение 7ОПЫТЫ по экологии Приложение №8Конспекты занятий Приложение №9Выступление на педагогическом совете на тему: «Методика экологического воспитания детей старшей группы» Спасибо за внимание!