Исследовательская работа на тему: «Исследование развития ковроткачества, как одного из видов декоративно – прикладного искусства в Инзерской зоне».


Исследование: развития ковроткачества, как одного из видов декоративно – прикладного искусства. А к т у а л ь н о с т ьВсевозможные реформы, всеобщие кризисы и социальные конфликты несут с собой разрушение традиционной культуры. Это привело к утрате большинства местных ремесел и промыслов. Возрождение, сохранение и развитие традиционной культуры очень актуально в наше время.Восстановление забытых видов народного ремесла местного населения возродило бы дополнительные рабочие места для молодежи в условиях рыночной экономики. . Цель: Сохранить виды ремесел местного населения, распространить и привить навыки работы по ковроткачеству.Задачи:  1) Изучить секреты ковроделия , как один из видов декоративно – прикладного искусства башкирского народа. 2) Выяснить есть ли еще семьи, где сохранились старинные ковры и паласы в нашем селе Инзер и на родине моей бабушки в деревне Нукатово . 3) Выявить все приемы тканья, которые применяли мастерицы в своих изделиях. 4) Использовать в своей работе более простые (доступные) и современные методы работы. Ткацкий станок. Приобретен в д. Арышпарово Белорецкого района у Давлетбаева Гиндуллы Мырзагильдиновича (1935г. р.) в 2001 году. Приложение № 1. Приложение № 2Ткацкий станок из книги С.И.Руденко «Башкиры». приложение № 3Нити основы - хлопчатобумажные. Нити утка-шерстяные , окрашенные анилиновыми красителями. Узор-чередующиеся полоски разного цвета. Состоит из пяти полотнищ . Палас соткан в 1980 г. Давлетбаевой Зайтуной (1935 г.р.) Приложение № 4Эрмэк – дерюга. Нити основы хлопчатобумажные. Нити утка - тряпичные полоски.Узор чередующие разноцветные широкие и узкие полоски.Соткан в деревне Арышпарово Белорецкого района Давлатбаевой Зайтуной (1935 г.р.) в 1980 годы. Нити основы – хлопчатобумажные. Нити утка – шерстяные.Узор – ступенчатый в виде разноцветных ромбиков.Соткан в д. Нукатово Белорецкого района, Харисовой Мадиной в 1980-е годы.Приложение № 5 Приложение № 6 Прикроватный ковер (койоз), домотканый.Нити основы – хлопчатобумажные. Нити утка – шерстяные. Применяется ступенчатый узор в виде разноцветных ромбиков.Цвета: белый, черный, розовый, оранжевый, красный. Нити окрашены анилиновыми красителями.Приобретен в деревне Арышпарово Белорецкого района у Давлетбаевой Зайтуны (1935 г. р.). Соткан в 1979 году.  Приложение № 7Асалы балас (койоз).Нити основы – хлопчатобумажные. Нити утка – шерстяные . Применяется смешанный узор: разноцветные тонкие полоски; украшенный в центре в виде ромбиков узор, в центральном ромбе применён свободный орнамент, в середине две полоски с растительным орнаментом. Нитки разноцветные– окрашены анилиновыми красителями.Соткан в д. Арышпарово Белорецкого района Давлетбаевой Зайтуной в 1981 году. Приложение № 8Асалы балас (койоз). Нити основы – хлопчатобумажные. Нити утка – шерстяные.Применяется узор в виде упрощенного орнамента «kусkар». Повторяющийся узор чередуется разными цветами. Состоит из трех полотнищ. По краям кайма темно- розового цвета. Нити окрашены анилиновыми красителями.Соткан в деревне Арышпарово Белорецкого района Давлетбаевой Зайтуной в 1970 году.  Приложение № 9Полотенце домотканое, в технике браного тканья с геометрическими узорами и полосками (фрагмент).Нитки – льняные. Применены цвета: красный, белый, желтый, синий.Соткан в деревне Лагерево Салаватского района Галиной Хадичой (1918 г.р.) в 1938 году. Приложение № 10 Шаршау (занавес) домотканый в технике браного тканья (фрагмент).В узоре применяются чередующиеся кубики (простые и кубики с ромбиками). По всему полотну пересекающиеся линии полос. Нити льняные: нити основы и нити утка. Цвета: белые, красные, коричневые, бордовые, черные.Шаршау приобретён у Галиной Хадичи (1918 г.р.) жительницы деревни Лагерево Салаватского района. Соткан в 1936 году.   Приложение № 11Вид дома Давлетбаевых в 2004 году. Пол застелен паласом (буй балас), кровати и диваны и стены украшены паласами (койоз), Приложение № 12Изделия вышитые односторонней гладью. Применены растительные узоры на белоснежном фоне. Пол застелен дорожками (эрмэк). Ткала и вышивала Гарипова Зифа Г. жительница пос. Инзер.(1936 г.р.) Приложение № 13Вышитое покрывало, наволочки, полотенца. Работы Гариповой З. (1936 г.р.) пос. Инзер. Работы выполнены в 1950 – 1960-е года. Приложение № 14Ковер связан спицами, состоит из целого полотна. Применяется узор в виде цветков восьмиконечной звезды. Цвета: желтый, оранжевый, красный, синий, зелёный, черный. По краям кайма в виде треугольников, нити шерстяные окрашены анилиновыми красителями. Приобретен в деревне Нукатово Белорецкого района у Агзамовой Назиры. Связан в 1980 году. Приложение № 15Ручное плетение (гобелен). Сплетенные вручную маленькие картины (пейзажи и изображение птицы). Коврики ручного плетения(узоры сплетены по отдельности). Коллективная работа учащихся Инзерской школы № 1. Приложение № 16 Шайхитдинова Лена – ученица 9 класса Инзерской школы № 1.Первые шаги по изучению технологии ковроткачества (ручное плетение). 2001 год. Приложение № 17 Приспособленный железный каркас для ручного плетения. Приложение № 18Давлетбаева Зайтуна деревня Арышпарово Белорецкого района(1935 г.р.) – на фоне своих домотканых ковров и паласов 2004год Приложение № 19Полотенце и шаршау в стиле браного тканья. Приложение № 20Безворсовый асалы балас. Нити основы-хлопчатрбумажные, нити утка-шерстяные. Применен ступенчатый узор в виде ромбиков. Цвета: красный, оранжевый, розовый, синий, зеленый, желтый, черный.Соткан в деревне Нукатово Белорецкого района Харисовой Мадиной ( 1932 г.р.) в 1983 году. Приложение № 22Коврики , выполненные с использованием деревянного каркаса, Харисовой Розалиной ученицей 9 класса Инзерской школы № 1. Приложение № 23Изделия связанные крючком. Выполнила Харисова Розалина ученица 9 класса Инзерской школы № 1 Приложение № 24Коврик связан в современном стиле-крючком, с использованием узора старинных мастеров ( Харисовой Мадины). Выполнила ученица 9 класса, Инзерской средней школы № 1, Харисова Розалина. В ы в о д ы: 1) Декоративно-прикладное искусство сохранилось и, более того, пройдя через века, возрождается, возвращается, как великая историческая память материальной и духовной культуры нации. 2) После всего, что я изучила, узнала столько нового о декоративно – прикладном искусстве башкирского народа, я не могу остаться равнодушной. Я поняла, что именно мое поколение будет стоять у истоков возрождения древнего рукодельного искусства. 3) Если первые шаги к народному декоративно-прикладному искусству я начала с изучения аппликации, вышивки, вязания, лепки, то в настоящее время пришла к изучению тайн старинных мастеров ковроделия.