Из опыта работы, выступление на педсовете по теме: Работа с текстом на уроках математики
Работа с текстом на уроках математики “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.Роджер Левин Проблема : «Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы… является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения. ключевые направления формирования умений работы с текстом относят следующие:Y – YI классывыделение главного в тексте;составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;грамотно пересказать прочитанный текст. YII – YIII классы умение составить план прочитанного;воспроизводить текст по предложенному плану;умение пользоваться образцами решения задач;запоминание определений, формул, теорем. IX – XI классы работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;подтверждение научных фактов;конспектирование новой темы. 1 этап – Работа до чтения. игру «Попробуй найти!», это прием «Банк идей (гипотез)», Прием “Верные или неверные утверждения”, или “Верите ли Вы?” В начале изучения темы “Углы” в 5 классе можно предложить учащимся поиграть в игру “Верю - не верю”: Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом Угол – это геометрическая фигура.Угол состоит из двух пресекающихся прямых Бывают углы остроумные и тупыеУгол состоит из двух лучей, выходящих из одной точкиРавные углы – это те, у которых равны стороны Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны. Бывает угол прямойУгол может быть тощим Острый угол – это угол, который меньше прямого 2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами). Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана. Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составляет 700 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 700 минут? Ответ дайте в рублях. Работа по заданиям ЕГЭ 0 руб. 380 руб. 3. Безлимитный 0,28 руб. за 1 минуту сверх 450 минут в месяц 255 руб. за 450 минут в месяц 2. Комбинированный 0,3 руб. 135 руб. в месяц 1. Повременный Плата за 1 минуту разговора Абонентская плата Тарифный план 3. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Валентина Петровна получила 10440 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Валентины Петровны? 5. Чтобы перевести температуру из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта, пользуются формулой --температура в градусах по шкале Цельсия. --температура в градусах по шкале Фаренгейта. Скольким градусам по шкале Фаренгейта соответствует 23 градуса по шкале Цельсия? 9.На день рождения полагается дарить букет из нечетного числа цветов. Роза стоит 50 рублей за штуку. У Сережи есть 650 рублей. Из какого наибольшего числа роз он сможет купить букет Марине на день рождения? методический прием – «Инсерт». отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее ? отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе ― отмечается новое знание, новая информация + отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику V Значение знака Знак «Умножение натуральных чисел и его свойства» «Определите, какие из равенств верные?»5∙a = 5a5+b = 5b(x+4)∙(y-5) = (x+4)(y-5)6∙8∙n = 48nx∙(2+c) = x(2+c)7∙2+k = 14k(ab)∙c = abc Важным из способов записи прочитанного, особенно для старших классов, является конспектирование. ABCD – параллелограмм, AB=CD и BC=AD, A=C и B=D Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции, параллелен основаниям трапеции. Математический факт на языке символов Математический факт на языке чертежа Словесная формулировка математического факта составление тезисов Можно сравнить план и тезисы на примере одного и того же текста из учебника математики для 5 класса «Угол».План.1. Понятие угла.2. Равные углы.3. Развёрнутый угол.4. Прямой угол.Тезисы.1. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят,- вершиной угла. 2. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны.3. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла.4. Прямым углом называют половину развёрнутого угла. 3 этап- Работа после чтения. «дерево знаний» игра «Угадай-ка!».