Литература 8 класс 2 урок В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)


В МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ (ЛИРИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ)Устное народное творчествоУрок 21Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Основное содержание урока. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Развитие представлений о народной песне, частушке. Русские народные песни в актёрском исполнении. Основные виды деятельности. Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника.Планируемые результаты:Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.Метапредметные: развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.Предметные: понимание фольклора как особого способа познаний русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять своё мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.2Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Подготовить устное сообщение «Русские народные песни». Завершить заполнение таблицы. Письменно ответить на вопрос 3 или на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).Индивидуальные задания. Выполнить одно из творческих заданий учебника или написать отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» (по выбору учащихся). Составить историко-культурные комментарии к преданию «О покорении Сибири Ермаком» (много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами). Подготовить историческую справку о покорении Сибири Ермаком.Домашнее задание3Учитель литературы: Муллаянова А. Р. 4Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Практическая работа. Составление таблицы «Виды русских народных песен». (таблица заполняется во время обсуждения статьи учебника.)5Учитель литературы: Муллаянова А. Р.Виды народных песенПримерыКалендарныепесниСвяточные песни: коляда, овсень, виноградьеЛирическиепесниОбрядовыепесниИсторическиепесниЧастушки
Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?Каковы характерные особенности устного народного творчества? (Устная форма существования, коллективный автор — народ, вариативность, исполнение различными сказителями.)3. Прокомментируйте каждую из особенностей. 4. Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.5. Назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?6. В чём народная мудрость малых жанров фольклора?7. Какие народные песни вы знаете? В чьём исполнении вы их слышали?Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные песни»1. Сформулируйте тезис статьи учебника.:2. О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника? (Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки.)Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне6Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Актуализация имеющихся знаний о фольклоре: Какие песни пели в определённые дни года, по народным праздникам? (Календарные песни.) 2. Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?(Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни.)3. Назовите виды лирических песен. (Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни.) 4. С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны? (Свадебные песни, причитания - плачи.)5. В чём специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки.)6. Как появились исторические песни? В чём особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?Отчёт о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и имён исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин, Суворов, Кутузов.7. В чём своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель её исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?8. Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне7Учитель литературы: Муллаянова А. Р.


Практическая работа. Составление таблицы «Виды русских народных песен». (Заполнение таблицы примерами завершается дома)8Учитель литературы: Муллаянова А. Р.Виды народных песенПримерыКалендарныепесниСвяточные песни: коляда, овсень, виноградьеВеснянкиХороводные, игровые, плясовые песни (могут быть календарными и лирическими)ЛирическиепесниЛюбовные песниСемейные песниПесни о вдовьей и сиротской жизниШуточные песниОбрядовыепесниСвадебные песниПричитания-плачи (причитания невесты, похоронные плачи, плачи по рекруту)ИсторическиепесниПесни об исторических событияхПесни об исторических личностяхЧастушкиШуточные частушкиЛирические попевки Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена) В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)Древние символы-образы9Учитель литературы: Муллаянова А. Р. 10Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Групповая работа:Группа 1. Хороводные и лирические песни.Подгруппа 1. «В тёмном лесе...». Подгруппа 2. «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...». Подгруппа 3. «Вдоль по улице метелица метёт...». Подгруппа 4. «Зацветала у лози лоза...». Подгруппа 5. «И туда — гора, и сюда — гора».Общий план работы в подгруппах: Прочитайте выразительно текст народной песни. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ. С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете? Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?(Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение). Прослушайте в актёрском исполнении песни «Зацветала у лози лоза», «И туда — гора, и сюда — гора». Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен». Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».11Учитель литературы: Муллаянова А. Р.1. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...». Русские народные песни в актёрском исполнении
Групповая работа:Группа 2. Исторические песни.Подгруппа 1. «Там татары шли».Подгруппа 2. «Пугачёв в темнице».Подгруппа 3. «Пугачёв казнён».Подгруппа 4. «Про Пугача».Общий план работы в подгруппах: Прочитайте выразительно текст народной песни. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ. С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях? Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др)Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств? Прослушайте в актёрском исполнении песни «Там татары шли», «Про Пугача». Ответьте на вопросы из раздела «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен». Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».12Учитель литературы: Муллаянова А. Р.2. Исторические песни «Пугачёв в темнице». «Пугачёв казнён». Русские народные песни в актёрском исполнении
Групповая работа:Группа 3. Частушки.Общий план работы в подгруппах: Прочитайте статью учебника о частушках. Каковы особенности жанра частушек? Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?(Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифма.) Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».13Учитель литературы: Муллаянова А. Р.3. Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек
Обобщающая беседа: Ответы на вопросы 1,2, 4, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».Итоговый вопрос: В чём своеобразие содержания и формы русских народных песен?Развитие представлений о неродной теме, частушке14Учитель литературы: Муллаянова А. Р.