Презентация по психологии на тему:Мышление.Изменение мышления у инвалидов и лиц пожилого возраста
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ Воронежской области «Воронежский юридический техникум »Мышление. Изменение мышления у лиц пожилого возраста и инвалидов Воронеж 2016
План: Понятие о мышлении. Виды мышления. Мыслительные операции, формы мышления, свойства мышления. 2.Нарушение мышления у инвалидов и лиц пожилого возраста.
1.Существует два пути познания мира:Непосредственное- с помощью органов чувств. Опосредованное – с помощью мышления. Мышление – психический процесс , высшая мыслительная деятельность человека , которая заключается в обобщенном и опосредованном познании мира .Это вторая ступень познания мира Мышление связанно с ощущением , восприятием , памятью , речью , но мышление нужно отличать от других процессов. Мышление есть только там , где есть что-то новое , незнакомое для человека. Физиологической основой является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом. В основе мышления лежит связь 1-ой (органы чувств) и 2-ой(речь) сигнальной системы.
Развитие речи и мышления происходит в условиях социальной жизни человека. Речь, как средство обмена и передачи мыслей способствует усвоению человеком опыта от поколения к поколению . Мышление возникает только тогда , когда человек решает какую-либо задачу, т.е. осуществляет мыслительную деятельность.
Этапы мыслительной деятельности :
Мыслительные операции :Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходства и различия Анализ - мысленное разделение предметов на части и свойства.Синтез - мысленное соединение предметов в единое целое.Абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предмета и отвлечение от несущественных.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по признакам. Конкретизация – мысленный переход от общего к единичному. Классификация – группировка предметов по группам и классам.Систематизация – предметы и явления расположены в определенной системе .Может быть:Временной Пространственной Логической
Свойства мышления :Обобщенность -выделение важных свойств , признаков и объединение предметов в группы на основе общего признака Отвлеченность – выделение тех свойств и признаков , которые нам нужны и отвлечение от других, не важных признаков
Формы мышления :1.Понятие – форма мышления , в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.Понятие существует в виде слова , обозначается словом (студент – ученики, сессия и т.д.)2. Суждение – форма мышления, утверждающая или отрицающая какое-либо положение . Утвердительным/ правильным Отрицательным Общим Частным Единичным Бывает :3.Умозаключение – форма мышления , в процессе которой ,человек сопоставляя и анализируя суждения, выводит новые суждения Бывает:Индуктивное –рассуждение от частного к общемуДедуктивное – рассуждение от общего к частномуАналогия –рассуждение от единичного к единичному, но может подтвердиться , а может нет
{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}По форме По характеристике решения задач По степени новизны Наглядно- действенное- когда при решении мыслительной задачи включаются внешние двигательные пробы Теоретическое – мышление, включенное в теоретический труд – разработка законов, принципов, положений.Репродуктивное или воспроизводящее –задачи на понимание , усвоение готовых знаний – решение задач по шаблону, по образцу.Наглядно- образное – когда мыслительная задача решается в уме при помощи образов Практическое – выполняется ради достижения практической цели – воплощение теории в практику Продуктивное (творческое ) –самостоятельное открытие новых связей, отношений- нестандартное ,оригинальное решение задач.Абстрактно-логическое - когда мыслительная задача решается в словесной форме при помощи рассуждения ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
ВЫДЕЛЯЮТ ВИДы Нарушения мышления: нарушение операционной стороны мышления Нарушение динамики мышления Нарушение мотивационного компонента мышления Нарушение критичности мышления
НАРУШЕНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СТОРОНЫ МЫШЛЕНИЯПроявляется в 2-х основных видах : Снижение уровня общения. Искажение процесса общения.Человек теряет способность использовать обобщенность и отвлеченность мышления. Их мышление врачи называют «причудливым». лабильность(неустойчивость) - вид нарушения динамики мыслительной деятельности: заключается в неустойчивости способов выполнения задания. инертность (вязкость) - вид нарушения мыслительной деятельности , которое часто отмечается у больных с черепно-мозговыми травмами, больных эпилепсией.
У больных шизофренией нарушение устойчивого знания вещей выступает как нарушение мышления ,которое обозначается как «разноплановость», т.е. мышление нецеленаправленное.РЕЗОНЕРСТВО – «бесплодное мудрствование», больной склонен к большому обобщению мелких объектов суждения. НАРУШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА
Нарушение критичности мышления-Наблюдается при поражении лобных долей мозга, больные обращают на себя внимание «безумным поведением».Нарушения мышления ограничивают трудоспособность больных, они могут быть неадекватными в поведении. У инвалидов могут быть бредовые идеи, которые нарушают ритм работы учреждений, где они находятся.Для них необходимы экстренные медицинские меры и особая тактика поведения специалистов социального обеспечения:терпение, доброжелательность, выдержка, не использовать сухой безапелляционный тон.