Мультимедийное сопровождение к открытому уроку по учебной дисциплине «Экономика отрасли и предприятия» по теме «Рынок. Виды рынков»
ТЕМА УРОКА: ПОНЯТИЕ О РЫНКЕ. ВИДЫ РЫНКОВ. ЦЕЛЬ УРОКА: СФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ О РЫНКЕ. ИЗУЧИТЬ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЫНКОВ РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИЁМОВ МЫШЛЕНИЯ, АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, СРАВНЕНИЯ. Воспитательная цель: Воспитывать активность, инициативность и творческий подход при решении теоретических и практических задач АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ: Что такое «экономика»?Что такое «ресурсы»?Докажите, что ограниченность ресурсов является экономической проблемой для любого общества, любой страны.*Что такое «экономический товар»?Может ли услуга быть экономическим товаром?*Каковы главные вопросы экономики? Актуализация знаний 7. Поясните, в чем заключается сущность одного из главных вопросов экономики «Что производить?»8. Поясните, в чем заключается сущность одного из главных вопросов экономики «Как производить»?9. Поясните, в чем заключается сущность одного из главных вопросов экономики «Для кого производить»? РЫНОК. ВИДЫ РЫНКОВ РЫНОК – ЭТО ВСЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТИТУТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБМЕН ТОВАРАМИ, ВСЕ ТО, ЧТО СОЕДИНЯЕТ ПРОДАВЦА И ПОКУПАТЕЛЯ В ИХ СТРЕМЛЕНИИ К УВЕЛИЧЕНИЮ СВОЕГО БОГАТСТВА БОГАТСТВО – ЭТО ТО, ЧТО ЦЕНИТСЯ ЛЮДЬМИ И СОЗДАЕТСЯ ОБМЕНОМ На рынке потребители «голосуют» своими деньгами за различные предлагаемые бизнесом блага. Каким образом они «голосуют»? Приобретая или не приобретая тот или иной товар!Это голосование выбирает одни блага и отвергает другие, показывая бизнесу, что производить прибыльно, а что – нет Прибыли или убытки бизнеса толкают его к тому, чтобы увеличить производство товаров, пользующихся спросом покупателей, и сократить производство тех, которые покупателям не нужны.Производители товаров, следующие за спросом, вознаграждаются высокими прибылями.А те, кто не уловил желаний потребителя, терпят убытки.Все это происходит благодаря рынку, благодаря обмену. Рассмотрим понятие «Рынок»: - это место встречи продавцов и покупателей, где осуществляется купля-продажа товаров по ценам, которые устраивают и продавца, и покупателя. Существует множество определений рынка, но суть их сводится к одному: рынок является формой взаимоотношения между обособленными и принимающими самостоятельные решения хозяйствующими субъектами По своей форме рынок может выступать в виде: Супермаркета, парикмахерской, товарной биржи, аукциона, базара, транспортного агентства и многих других типов организаций.Но у всех у них есть одно общее свойство: во всех этих местах происходит обмен – действие, в котором получают или отдают одно благо взамен на другое В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКИ ДЕЛЯТСЯ НА ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА: 1) РЫНКИ, ГДЕ ПРЕОБЛАДАЕТ КОНКУРЕНЦИЯ – КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ2) РЫНКИ, ГДЕ КОНКУРЕНЦИЮ ПЫТАЮТСЯ ОГРАНИЧИТЬ - НЕКОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКА КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА НА НЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МНОГО ПРОДАВЦОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ, И НИКТО НЕ МОЖЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕНЫ;ВСЕ ТОВАРЫ ОДНОРОДНЫ И ЛЕГКО ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ (РЫНОК ПШЕНИЦЫ И КУКУРУЗЫ, РЫНОК ПРАЧЕЧНЫХ УСЛУГ);НА РЫНОК ЛЕГКО ВСТУПИТЬ И ЛЕГКО ЕГО ПОКИНУТЬ.Приведите примеры конкурентного рынка.Приведите аргументы, почему данный рынок является конкурентным. РЫНОК С ОГРАНИЧЕННОЙ КОНКУРЕНТНОСТЬЮ ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ПРОДАВЕЦ (РЕЖЕ – ПОКУПАТЕЛЬ) МОЖЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕНЫ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И НАВЯЗЫВАТЬ ИХ. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА ЗАНЯТИЕ ФИРМОЙ ИЛИ ГРУППОЙ ФИРМ ТАКОЙ ПОЗИЦИИ НА РЫНКЕ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ ИМ ДИКТОВАТЬ СВОИМ ПАРТНЕРАМ ПО ОБМЕНУ ЕГО УСЛОВИЯ. Вопросы для закрепления новой темы: Дайте определение «Рынка».Дайте определение конкурентного рынка, приведите примеры.Назовите три основных признака конкурентного рынка, приведите примеры, докажите, что этот рынок действительно является «конкурентным».Назовите основные виды рынков, приведите примеры.Дайте определение монопольного рынка, приведите пример. Вопросы повышенной сложности: 1. В отличие от конкурентной фирмы монополист:a. может назначать любую цену на продукт;b. сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса;c. может произвести любой объём продукции и продать его по любой цене;d. при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объёма выпуска, которая даёт максимум прибыли.2. Конкуренция в экономике ...a. существует только среди потребителей;b. является следствием ограниченности ресурсов;c. существует только в обществе, использующем деньги;d. существует только среди производителей.3. Примером естественной монополии является:a. ОПЕК - международный нефтяной картель;b. компания IBM;c. городской метрополитен;d. издательство "Известия". Правильные ответы: 1. Правильный ответ: c 2. Правильный ответ: b3. Правильный ответ: c Выводы: Мы с вами сегодня определили понятие «рынок» и изучили два основных вида рынка в зависимости от особенностей их функционирования. Вы научились различать рынки по видам: конкурентные и неконкурентные. Вы научились доказывать какой рынок является конкурентным по трем основным признакам конкурентных рынков. Вы научились логически мыслить, анализировать изученный материал и делать выводы. Многие учащиеся приняли активное участие в изучении и усвоении нового материала. Своими ответами они доказали, что новый материал усвоен вами в полном объеме. Считаю, что цель урока достигнута. Автор: Мельникова Н.А. преподавательвысшей категории ГАОУ МО СПО «Апатитский политехнический колледж»Учебная дисциплина: Экономика отрасли и предприятияПрофессия: Коммерсант в торговле