Методическая разработка раздела учебной программы Тема разработки: Развитие творческих способностей учеников начальной школы через занятия живописью в технике монотипия.
Изобразительное искусствоНижегородский институт развития образованияКафедра словесности и культурологииАттестационная работа на высшую категорию Методическая разработка раздела учебной программыТема разработки: Развитие творческих способностей учеников начальной школычерез занятия живописью в технике монотипия.Выполнил:Учитель изобразительного искусстваМБОУ СОШ № 129 Автозаводского районаАвраменко Римма ЛеонидовныОбразование: высшееКвалификационная категория: высшаяПедагогический стаж 26,6 летКонтактные телефоны: 8(920)0305804Н.Новгород2012
Изобразительное искусствоАктуальность темы.«Дерзайте! Способности, как и мускулы, растут при тренировке. Большие открытия не каждому по плечу, но кто не решается попробовать – наверняка ничего не откроет» (Академик В. А. Обручев).В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Новизна программы.Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Изобразительное искусствоЦели и задачи. Основная цель приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. В процессе этих занятий дети познакомятся с печатной графической техникой монотипия, не требующей специального оборудования.воспитательныетехническиехудожественно-творческиеПоставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление экспериментированию, творческая инициатива.Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий. Творчески задачи – это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и, главным, образом, самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами. Опыт работы с детьми показал, что в процессе освоения печатной техники обогащается эмоциональная сфера детей, в основе которой лежит ожидание неизвестного эффекта от прикосновения поверхности бумаги того или иного материала.
Изобразительное искусствоВозрастные особенности. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Изобразительное искусствоОжидаемые результаты.Личностные результаты обучения учащихся отражают: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических ценностных ориентаций.формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций и не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.Метапредметные результаты обучения учащихся отражают: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.Предметные результаты обучения учащихся отражают: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственного развитии человека. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях: использование различных художественных материалов, приемов и техник, изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии; передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу; выражение художественными средствами настроение; компоновка на плоскости листа задуманного художественного образа; использование в художественно-творческой деятельности основы цветоведения; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя; сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Изобразительное искусствоУчебники входят в комплект учебников начальной школы «Школа России». Учебно-методический комплект награжден Премией Президента Российской Федерации за 2002 год. В его состав входят:Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство Ты изображаешь, украшаешь и строишь 1 класс Учебник. М., Просвещение 2011гКоротеева Е.И./Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство Искусство и ты 2 класс М., Просвещение 2010 г.Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство Искусство вокруг нас 3 класс. М., Просвещение 2009 г.Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство Каждый народ - художник 4 класс. М., Просвещение 2011 г.Неменская Л.А. Коротеева Е.И. Горяева Н.А. и др. Методическое пособие по изобразительному искусству 1-4кл. 2007г.Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 1 кл.. Рабочая тетрадь: 1 класс. М: Просвещение. 2011.Е.Коротеева Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» Изобразительное искусство: искусство и ты 2 класс», «Просвещение», 2009Л.Неменская Рабочая тетрадь «Твоя мастерская. Изобразительное искусство 3 класс», «Просвещение», 2009Л.Неменская Рабочая тетрадь «Твоя мастерская. Изобразительное искусство 4 класс», «Просвещение», 2009
Изобразительное искусствоПланирование.1 класс. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.Тема 1. Ты учишься изображать.Тема 2. Ты украшаешь.Тема 3. Ты строишь.Тема 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.2 класс. Искусство и ты.Тема 1. Как и чем работает художник.Тема 2. Реальность и фантазия.Тема 3. О чем говорит искусство.Тема 4. Как говорит искусство.3 класс. Искусство вокруг нас.Тема 1. Искусство в твоем доме.Тема 2. Искусство на улицах твоего города.Тема 3. Художник и зрелище.Тема 4. Художник и музей.4 класс. Каждый народ – художник (Изображение, украшение, постройка в творчестве народов вей земли).Тема 1. Истоки родного искусства.Тема 2. Древние города нашей земли.Тема 3. Каждый народ – художник.Тема 4. Искусство объединяет народы.1 класс. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.Тема 1. Ты учишься изображать.Изображать можно пятном.Разноцветные краски.Тема 2. Ты украшаешь.Узоры на крыльях. Ритм пятен.Красивые рыбы. Монотипия.Тема 3. Ты строишь.Тема 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.2 класс. Искусство и ты.Тема 1. Как и чем работает художник.Три основных цвета – желтый, красный, синий.Тема 2. Реальность и фантазия.Постройка и фантазия.Тема 3. О чем говорит искусство.Изображение природы в различных состояниях.Тема 4. Как говорит искусство.Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.3 класс. Искусство вокруг нас.Тема 1. Искусство в твоем доме.Открытки.Тема 2. Искусство на улицах твоего города.Тема 3. Художник и зрелище.Тема 4. Художник и музей.Картина – особый мир. Картина-пейзаж.Картина-натюрморт.4 класс. Каждый народ – художник (Изображение, украшение, постройка в творчестве народов вей земли).Тема 1. Истоки родного искусства.Пейзаж родной земли.Тема 2. Древние города нашей земли.Древние соборы.Тема 3. Каждый народ – художник.Тема 4. Искусство объединяет народы.Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством. Последующие годы закрепляют знания, полученные на первом году обучения, дают базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. По этому, я считаю, что целесообразно рассмотреть технику монотипия в различных разделах программы.
Изобразительное искусствоФрагменты и конспекты уроков.Изображать можно пятном. (конспект)Узоры на крыльях. Ритм пятен. (конспект)Узоры на зимнем окне. (конспект, презентация)Три основных цвета – желтый, красный, синий. (презентация)Изображение природы в различных состояниях. (конспект, презентация)Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. (презентация)Картина – особый мир. Картина – пейзаж. (конспект)Картина – натюрморт. (конспект)Пейзаж родной земли. (конспект, презентация)
Изобразительное искусствоИзображать можно пятном.Ожившая клякса.Давайте попробуем пофантазировать!Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю. «Клякса» при дальнейшем изучении оттиска со стекла может быть рассмотрена как красивое цветовое пятно. Для этого нужно знать цветоведение: цветовой круг.
Изобразительное искусствоРазноцветные краски.Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Изобразительное искусствоТеплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
После изучения «Цветоведения» и знакомства с теплыми и холодными цветами можно выполнить задания на «ассоциативное пятно».
Изобразительное искусствоКартина – особый мир. Картина – натюрморт.
Изобразительное искусствоКартина – особый мир. Картина – пейзаж.Монотипия как основа изображения пейзажа