«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ОПФР в пункте коррекционно-педагогической помощи »


Государственное учреждение образования«Средняя школа № 21 г. Могилева»    «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ С ОПФР В ПУНКТЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ »   Могилев, 2014 CУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Характерные специфические особенности речевого развития детей с нарушениями устной и письменной речи: Применение коммуникативной технологии Направления коррекционной работы, используемые учителями-дефектологами ПКПП общеобразовательного учреждения: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНАЯРЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА МЕТОДИКА = ЗАДАЧИ ЦИКЛА коррекционно-развивающих занятий по развитию связной речи устранение выявленных причин учебных затруднений у детей с ОПФР;развитие «психологической базы» речи;обогащение словаря и развитие лексико-грамматических средств языка;повышение уровня успешности ребенка с нарушениями развития;развитие интереса к коррекционно-развивающим занятиям по формированию связной речи. АКТУАЛЬНОСТЬ Использование адаптивной методики для развития связной речи детей с ОПФР Особый подход к планированию работы с детьми с ОПФРИспользование информационных компьютерных технологий в коррекционном процессе ПРИНЦИПЫ: наглядности, обеспечивающей взаимосвязь всех анализаторных систем учащегося;развивающего обучения, предполагающего, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (основан на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»;постепенного повышения требования – переход от более простых к более сложным заданиям по мере формирования и овладения закрепляющимися навыками;индивидуализации, учитывающей его возрастные, физиологические особенности и характер патологических процессов речи;многофункционального подхода, предусматривающего одновременное решение нескольких коррекционно-развивающих задач в структуре одного занятия. Факторы, обеспечивающие продуктивность занятий Цикла: свободное размещение детей во время коррекционно-развивающего занятия;четкая и логичная система подборов вопросов, адресованных группе, подгруппе или отдельным детям;красочные и разнообразные пособия коррекционной направленности (в том числе выполненные в программе Power Point);ориентация на общие интересы детей в целях активизации их высказываний;постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости;корректность в исправлении речевых и иных ошибок детей на занятии. ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛА коррекционно-развивающих занятий Наглядный материал занятий имеет психологический подтекст, построенный на законе психологии восприятия ребенкаКартинки «провоцируют» у детей в процессе восприятия чувство удивления – одну из основных эмоций, стимулирующую познавательную потребность.Картинки Цикла НЕ ОТВЛЕКАЮТ внимание ребенка с ОПФР, а напротив, ПРИТЯГИВАЮТ мысль! ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛА коррекционно-развивающих занятий Хорошо организованная информация в виде:Иллюстраций, представленных в форме презентаций;Звукового сопровождения;Фрагментов компьютерных программ ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛА коррекционно-развивающих занятий Задания представлены в игровой форме, предполагающие различные нарушения исходного уровня развития речи (устной и письменной), моторики, мыслительной деятельности (в том числе разный уровень сбалансированности в работе правого и левого полушария) детей с ОПФР;В процессе выполнения заданий по развитию речи включаются механизмы визуального и моторного закрепления орфографической информации и орфографических навыков (на визуальное закрепление работают, в частности, шрифтовые и цветовые выделения). ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛА коррекционно-развивающих занятий Обучение технике создания текстов и предложений, а также приемам, предупреждающим формирование у ребенка с ОПФР речевых комплексов и позволяющим максимально реализовать его речевой потенциал.Занимаясь развитием речи детей с ОПФР в рамках данного цикла, у учителя-дефектолога появляется возможность апеллировать и к образной, и к логической стороне речи. ПОСТРОЕНИЕ ЦИКЛА Основа – технология планирования коррекционно-развивающей работы (по Гладкой В.В.):Решение проблемы формализма при планировании (применение мини-самоанализа результатов каждого занятия);Связь между результатом предыдущего занятия и поставленными задачами следующего; СОДЕРЖАНИЕ каждого занятия отражено в технологической карте, построенной с учетом рекомендаций заведующей кафедрой дефектологии Академии последипломного образования г. Минска Гладкой В.В. : Структурные части занятия Этапы занятия Задачи этапов Методы и приемы коррекционной работы, возможные виды помощи Задания,оборудование Примечание Структура коррекционно-развивающего занятия позволяет учителю-дефектологу реализовать профессионально-значимую логику рассуждений: Постановка задач занятия Способы их решения Виды помощи учащимся при затруднениях Мини-самоанализ МИНИ-САМОАНАЛИЗ Учитель-дефектолог отмечает цветными маркерами в третьей колонке «Задачи этапа» степень усвоения учащимися группы (подгруппы) основных задач.Педагог определяет направления индивидуальной работы с учащимися, не усвоившими материал занятия. Умение сформировано на низком уровне Умение сформировано на удовлетворительном уровне Умение сформировано на среднем (достаточном) уровне Материал не усвоен Материал усвоен на недостаточном уровне Материал усвоен РЕЗУЛЬТАТЫ Для выяснения эффективности использования адаптивной методики на коррекционно-развивающих занятиях в течение 2008-2010 г.г. учителями-дефектологами проведено психолого-педагогическое обследование учащихся экспериментальных групп и групп, в которых Цикл не применялся.Результаты обследования фиксировались в адаптированной к учащимся, посещающим ПКПП СШ № 21, Диагностической карте обследования учебной деятельности и основных школьно-значимых функций, созданной на основе рекомендаций Гладкой В.В.: - РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫВОДЫ: На основании полученных результатов, считаем целесообразным использование адаптивной методики для развития связной речи детей с ОПФР в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи и применение Цикла коррекционно-развивающих занятий по развитию связной речи в практике работы учителей-дефектологов, так как предложенная система занятий  ВЫВОДЫ: способствует: устранению выявленных причин учебных затруднений и предпосылок их возникновения у детей с ОПФР; развитию «психологической базы» речи; обогащению словаря и развитию лексико-грамматических средств языка; повышению уровня успешности ребенка с нарушениями развития; развитию интереса к коррекционно-развивающим занятиям по формированию связной речи.