Презентация Нетрадиционные техники на уроках ИЗО


Нетрадиционные техники на уроках ИЗОРаботу выполнилаКазакова Неля Анатольевнаучитель изобразительного искусствапервой квалификационной категорииОтдел образованияадминистрации Краснопартизанского муниципального районаМОУ «СОШ с. Милорадовка»Районный конкурс«Учитель года – 2010»ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАС. Милорадовка2010 год Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства. Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенкеЗадачи: Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИstyle.opacity Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Я работаю в сельской школе учителем рисования в 5 – 7 классах по программе “Изобразительное искусство и художественный труд”, разработанной под руководством народного художника России, академика Б.М.Неменского. Вот уже более десяти лет собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным, более запоминающимся.  В 5 классе тематика уроков посвящена декоративно-прикладному искусству. В процессе изучения искусства Жостова можно выполнить коллективную работу в технике аппликации. Из кусочков бумаги вырезаются шаблоны цветов. Учащиеся разукрашивают цветы в стиле жостовской росписи и наклеивают на поднос, сделанный из папье-маше и предварительно покрытый черной гуашью. Затем все изделие покрывается лаком. Пользоваться таким подносом нельзя, но как элемент домашнего декора выглядит он очень красиво. Такая же коллективная работа проходит по теме «Одежда «говорит» о человеке». Работа называется «Бал во дворце». Продумывается общая композиция. Одна часть ребят работает над подмалевком, другая изображает мебель, отдельные предметы и украшает их. Законченные рисунки вырезаются и вклеиваются в общую композицию. Затем изображаются фигуры людей в костюмах, вырезаются и также наклеиваются. Эта работа помогает создать ощущение пространства и композиции.АППЛИКАЦИЯ При изучении в 5 классе темы «Древние образы в современных народных игрушках», дети не только рисуют на бумаге узоры присущие филимоновской, каргопольской, дымковской игрушке, но и сами создают игрушки из соленого теста.Они придают свой образ игрушкам или делают роспись по мотивам одного из промыслов. Вначале распределяют по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Все мелкие детали росписи выполняются после того, как основные цветовые пятна уже найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, дети ритмически выстраивают их, фантазируют.РОСПИСЬ ИГРУШЕК На уроках «Искусство Городца. Истоки современного развития промысла» можно применить не эскизы предметов быта, а настоящие изделия из дерева. Мальчики на уроках трудового обучения изготавливают доски для резки хлеба, скалки, толкушки, а на уроках изобразительного искусства мы стараемся сделать роспись. Ребята чувствуют как краска ложиться на деревянную основу, они представляют себя настоящими мастерами городецкой росписи. Семеновские матрешки тоже радуют своей красотой и изяществом. Изделия не раз побывали на районных конкурсах и занимали призовые места.РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ Тему «Зачем людям украшения» можно разнообразить, если применить при выполнении украшения одежды бисер. Плетение из бисера требует от учащихся усидчивости и трудолюбия. Но кропотливая работа завершается сознанием того, что ты создаешь свой маленький шедевр, который можно носить и им будут восхищаться люди. РАБОТА С БИСЕРОМ Еще одним видом творчества можно заняться на этих уроках – украсить свою одежду вышивкой. Для ребят всегда интересно как создается узор при помощи обычных ниток. Они знакомятся с выразительным языком вышивки, обращая внимание на то, какой размер использовать, каким цветом выделять главный мотив, какими орнаментальными рядами его дополнять. На уроках ребята познают секреты народной вышивки, узнают, почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканные изделия.ВЫШИВКА В шестом классе, на уроке по теме “Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен”, я применяю технику «Печатка». Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из отпечатков разные композиции: узоры для оформления чего-либо. Печатку можно использовать для составления эскизов непрерывных рисунков. Ее можно изготовить очень просто. Надо взять ластик, нарисовать задуманный рисунок, по контуру вглубь ластика прорезать лезвием, затем срезать вокруг изображения все ненужное и печатка готова. Она прижимается к подушечке с краской, а затем к листу бумаги, получается ровный и четкий отпечаток. Цвета можно менять. Вот так как на этом рисунке. ПЕЧАТКА Техника «Притирание» также дает неожиданные результаты. Только здесь нам для выполнения задания понадобятся простые или цветные карандаши. На урок ребята приносят любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. или , модные сейчас, рельефные обои. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги, придавливаем и карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.ПРИТИРАНИЕ На уроке по теме “Реальность и фантазия в творчестве художника” (6 класс) применяем черно-белую технику “Монотипия”. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его! Можно использовать и цветную краску, изображая пейзажи.МОНОТИПИЯ На уроках такого же типа можно применить метод «Кляксографии». Это такой способ рисования, при котором на чистый лист бумаги капают краску и стараются угадать на что это похоже, а потом дорисовывают недостающие детали.КЛЯКСОГРАФИЯ На уроке «Пейзаж-настроение. Природа и художник» (6 класс) уместно будет применить технику “Печать со стекла”. Эта техника поможет ребенку быстро “нарисовать” водное пространство, в котором будут жить рыбки. Стекло произвольно горизонтальными мазками закрашиваем голубой и синей акварелью, можно сразу сделать 2-3 вертикальные зеленые полосы, имитируя водоросли. Приложить чистый лист бумаги. Аккуратно прижать. Отпечатавшийся рисунок просушить. Далее дорисовать по плану. ПЕЧАТЬСО СТЕКЛА На уроках, посвященным пейзажам, можно применить технику «Выкрывание воском». Для успешного применения этой техники следует научиться думать «негативно». В большинстве случаев рисунок создается темной линией, в случае выкрывания сначало нужно решить, какие части изображения вы хотите высветлить, а затем покрыть их воском. Для этого применяется белый свечной воск. Чем более отчетливую текстуру и степень высветления требуется получить, тем более сильным должен быть нажим на свечу. Однако не надо забывать оставлять некоторые участки необработанными, чтобы водяной краске было за что зацепиться.Выкрываниевоском Граттаж (гратография) рисование на вощеной бумаге. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Следует приготовить вощеную бумагу. На белый лист наносятся цветовые пятна, после их высыхания лист заливается расплавленным воском. Затем поверхность листа покрывается гуашью с добавлением жидкого мыла. После того как лист просохнет можно начинать работу с помощью шариковой авторучки (острых предметов). Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. Это могут быть пейзажи, сказочные сюжеты, волшебная поляна, ночной мотылек и др. Основными средствами выразительности является линия, штрих, пятно. Эту работу я применяю на уроках по теме «Линия и ее выразительные возможности» в 6 классе. После такой работы ребята становятся более уверенными.Граттаж В 7 классе по теме «Бытовой и исторический жанр» для детей, которым не удается рисовать человека, применяю метод изображения при помощи копировальной бумаги. Эта техника сложна тем. Что дети не сразу видят то, что рисуют. На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага, ребенок наносит рисунок на копировальную бумагу пустым стержнем. Когда рисунок закончен, копировальная бумага снимается и остается графический рисунок. Для выполнения этой работы детей надо учить пользоваться различными штрихами. В этом виде работы детям я объясняю, что нельзя поднимать и двигать бумагу, пока не закончишь рисунок, нельзя на копирку класть руку.КОПИРОВАЛЬНАЯБУМАГА «Коллаж» хорошо использовать в 7 классе по теме «Жизнь в моем селе в прошлые века». Он составляется из различных материалов. Помимо бумаги можно использовать кусочки ткани, сукно, мех, кусочки кожи, нитки, вата, засушенные растения, семена, перья, песок и многое другое. Для выполнения коллажа используется клей ПВА. Коллаж хорошо сочетается с рисованием. Рисунком в любой технике создается фон, а остальные компоненты работы составляются из выбранного материала.КОЛЛАЖ Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивают у учащихся воображение и фантазию. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках ИЗО, но и становятся призерами на районных и областных выставках и конкурсах.Например:2008 г. – Енин Николай , учащийся 10 класса занял 3 место в номинации «Художественное творчество» районного конкурса детского творчества по противопожарной тематике. 2007 – Пиксина Анастасия, учащаяся 7 класса получила свидетельство за участие в областном конкурсе школьников «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»2008г. – Пиксина Анастасия получила свидетельство об участии на I (региональном) этапе смотра-конкурса юных талантов России «Новые имена»РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

2008 г. – Сахарова Виктория получила свидетельство об участии на I (региональном) этапе смотра-конкурса юных талантов России «Новые имена»2006 г. – Пиляев Александр, учащийся 9 класса, занял 3 место в районном конкурсе детского рисунка на противопожарную тематику «Берегите все живое» в номинации «Рисунок».2005 г – команда школы заняла 2 место в районном слете юных экологов «Часовые природы».2006 г. – команда школы заняла 1 место на районном празднике Мастеров.2007 г. – команда школы заняла 1 место на районном празднике Мастеров.2005 г. – команда школы заняла 1 место в районном празднике Мастеров.2009 г – команда школы заняла 3 место на районном празднике Мастеров.РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ



Артамонова Е.. Украшения из бисера. «Эксмо», М., 2006г. Гальперина Г.А. Вышивка. «Рипол», М., 2006.Зайцева А. Поделки из природных материалов. АРТ «Родник», М., 2008г.Стен Смит. Рисунок. Полный курс. ТОО «Внешсигма», М., 1997г. Спенсер Рой. Учитесь рисовать… «Внешсигма», М., 2005г. Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых. «Росмэн», М., 2008г. ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА