Великие темы жизни. Исторический жанр. К.Брюллов Последний день Помпеи
Исторический жанр Урок из циклаВеликие темы жизни Боровикова Л.Б. Учитель ИЗО МБОУ Гимназия №1 г. Мончегорск Жанры изобразительного искусства мифологический религиозный бытовой исторический батальный портрет пейзаж натюрморт анималистический Исторический жанр - один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. Художники в зримых образах выражают свое отношение к различным явлениям прошлого и современности. Исторический жанр Посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и личностейВ основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если их значение признано современникамиЧасто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно смыкается с батальным жанром. «Исторический живописец должен быть сродни ученому…» Исторический жанр – один из самых сложных жанров живописи. Он требует от художника не только исторических знаний, но и умения разбираться в быте, нравах той эпохи, к которой он обращается. Карл Павлович Брюллов 1799-1852 Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.
Карл Брюллов Последний день Помпеи. 1830—1833 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Эскиз. Тушь, графический карандаш Бушующие стихии и смертельная опасность не уничтожили красоты человека, а, наоборот, выявили в нем необычайную духовную силу. «Его фигуры, - писал Н.В.Гоголь, - прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой… Брюллов первый из живописцев, у которого пластика достигла своего совершенства». Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон… «Земля волнуется»… «Кумиры падают», - писал поэт, раскрывая сокровенный смысл картины. Изображение смены исторических эпох, живописный образ трагизма и неодолимости «переломных моментов» в истории человечества – так воспринимали это полотно его первые зрители, так воспринимается оно и сейчас. Героем картины был народ, толпа, показанные в момент трагической гибели». А.С.Пушкин Сначала мы разглядываем сюжет картины, что изображено, кто является героем, когда это было, а затем рассматриваем, как художник изображает тот или иной предмет, какой выбирает колорит… Мы стараемся понять замысел художника, основную идею произведения. Вопросы «Моя историческая картина» Какому историческому событию (личности) вы посвятите живописную работу ?Какой момент события вы положите в основу композиции? Почему?Какие литературные произведения вы читали об этом событии (герое)? Знаете ли вы картины, посвященные этим событиям?Каким образом в своей будущей композиции выделите смысловой центр?Каким будет колорит картины, чтобы понять основную мысль?Как вы назвали бы свою картину?Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?