Лица войны — лица героев. Рисунки Г.Доброва
Лица войныЛИЦА ГЕРОЕВ
Рисунки Геннадия Доброва.Историю, о которой хочу рассказать, и картины художника, которые меня "зацепили", я нашел в Дневнике историка под ником Songwolf, В преддверии Дня Победы не принято писать и говорить о настоящем, реальном отношении к ветеранам войны. Пост, который я прочел у Songwolf, потряс меня еще и потому, что события о которых пишет автор, происходили сразу после войны, а рисунки художника Геннадия Доброва были написаны в преддверии широкомасштабного празднования 30-летия Великой Победы (1975 год). То есть, "время действия" картин не нынешнее, когда такое отношение можно было "списать" на развал коммунистической империи, на циничность современных чиновников, политиков и т.д., а то время, когда появился лозунг "Никто не забыт, ничто не забыто!". И от осознания этой оборотной стороны так называемой "медали", которая олицетворяла для всех Память, становится еще страшнее! С одной стороны, художник Добров совершил великое дело, увековечив в рисунках героев войны, но, с другой стороны, история создания того же Валаамского дома-интерната для ветеранов войны - просто потрясает.
Г.Добров «Новой войны не хочу»! (Бывший разведчик Виктор Попков)
Г.Добров «Опаленные войной».Фронтовая радистка Юлия Еманова, участница боев за Сталинград, кавалер орденов Славы и Красного Знамени. «Зачем мне выпало на долю пережить своих друзей - сталинградцев…».
Г. Добров «Ранен при защите СССР».Лейтенант Александр Подосенов в 17 лет добровольцем ушел на фронт. Стал офицером. В Карелии был ранен пулей в голову навылет. На острове Валаам жил все послевоенные годы, парализованный, неподвижно сидящий на подушках. Вглядимся в лицо человека с простреленной головой, обреченного на неподвижность, посмотрим ему прямо в глаза — если сможем.
Г. Добров «Русский пророк». Село Тара Омской области, 1975 г.Рисунок, сделанный по воспоминаниям первых послевоенных лет, изображает безумного инвалида войны, которого 9-летний Г. Добров видел в Сибири в 1946 году. Говорят, самое преступное – отнять у человека разум. Война отняла его.
Блоггер Songwolf в посте, посвященном Валаамскому Дому инвалидов, пишет:«Трудно, ох, трудно далась нашему народу эта Победа.. Сколько вдов оставила, сколько детей не родилось на нашей многострадальной земле. Сколько судеб искалечила... А скольких людей?Остров Валаам, 200 километров к северу от Светланы в 1952-1984 годах - место одного из самых бесчеловечных экспериментов по формированию крупнейшей человеческой "фабрики". Сюда, из Ленинграда и Ленинградской области, чтобы не портили городской ландшафт, ссылали инвалидов - самых разных, от безногих и безруких, до олигофренов и туберкулезников. Считалось, что инвалиды портят вид советских городов. Валаам был одним, но самым известным из десятков мест ссылки инвалидов войны. Это очень известная история. На острове творились страшные вещи: в 1952-м со всей страны туда свезли убогих и калек и оставили умирать. Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория - там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении «отбросы общества». Ссылали не всех поголовно безруких - безногих, а тех, кто побирался, просил милостыню, не имел жилья. Их были сотни тысяч, потерявших семьи, жильё, никому не нужные, без денег, зато увешанные наградами.Их собирали за одну ночь со всего города специальными нарядами милиции и госбезопасности, отвозили на железнодорожные станции, грузили в теплушки типа ЗК и отправляли в эти самые «дома-интернаты». У них отбирали паспорта и солдатские книжки - фактически их переводили в статус ЗК. Да и сами интернаты были в ведомстве МВД. Суть этих интернатов была в том, чтоб тихо спровадить инвалидов на тот свет, как можно быстрее. Даже то скудное содержание, которое выделялось инвалидам, разворовывалось практически полностью».
Г. Добров «Неизвестный солдат». 1974 г. о. ВалаамХудожник почувствовал на себе чей-то взгляд. Обернулся. На кровати в углу лежал спеленатый человек. Без рук и ног. Подошел дежурный санитар. – «Кто это?» - спросил Геннадий. – «Документов нет. А он не скажет - после ранения лишился слуха, памяти и речи». Никто ничего не знает о жизни этого человека. Война оставила ему только возможность видеть.
Г. Добров «Отдых в пути». Солдат Алексей Курганов из села Такмык Омской области, прошедший фронтовыми дорогами от Москвы до Венгрии и лишившийся обеих ног.
То, о чем пишет Songwolf, подтверждается другими историческими источниками и материалами. Например, Н. Никоноров в статье «Неперспективные люди с острова Валаам» написал:«После войны советские города были наводнены людьми, которым посчастливилось выжить на фронте, но потерявшим в боях за Родину руки и ноги. Самодельные тележки, на которых юркали между ногами прохожих человеческие обрубки, костыли и протезы героев войны портили благообразие светлого социалистического сегодня. И вот однажды советские граждане проснулись и не услышали привычного грохота тележек и скрипа протезов. Инвалиды в одночасье были удалены из городов. Одним из мест их ссылки и стал остров Валаам. Собственно говоря, события эти известны, записаны в анналы истории, а значит, «что было, то прошло». Между тем изгнанные инвалиды на острове прижились, занялись хозяйством, создавали семьи, рожали детей, которые уже сами выросли и сами родили детей - настоящих коренных островитян».
Г. Добров «Рассказ о медалях». 1975 г. Участник обороны Сталинграда рядовой Иван Забара . Глубокие морщины изрезали лицо слепца. От изуродованной руки солдата, от пальца, нащупавшего медаль за Сталинград — «О, там был ад, но мы выстояли!» — невозможно отвести взгляда. Что-то притягательное, гипнотическое в этом... Но что? Не понять.
Г. Добров «Партизан».Москвич Виктор Лукин сначала воевал в партизанском отряде, а после изгнания фашистских оккупантов с территории СССР сражался с врагами в армии.
Очень эмоционально о валаамских инвалидах-ветеранах пишет Евгений Кузнецов в книге «Вааламская тетрадь»:В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение!Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще и содержать дешевле. Формальное объяснение: тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники, а неформальная, истинная причина: уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли еще где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой - из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого «позора»! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях. Верней сказать, на развалинах монастырских, на сокрушенных советской властью столпах Православия. Страна Советов карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова, родных гнезд, разоренных войной. Карала нищетой содержания, одиночеством, безысходностью. Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осознавал: Вот это всё! Дальше - тупик. Дальше тишина в безвестной могиле на заброшенном монастырском кладбище.Читатель! Любезный мой читатель! Понять ли нам с Вами сегодня меру беспредельного отчаяния горя неодолимого, которое охватывало этих людей в то мгновение, когда они ступали на землю сию. В тюрьме, в страшном гулаговском лагере всегда у заключенного теплится надежда выйти оттуда, обрести свободу, иную, менее горькую жизнь. Отсюда же исхода не было. Отсюда только в могилу, как приговоренному к смерти. Ну, и представьте себе, что за жизнь потекла в этих стенах. Видел я все это вблизи много лет подряд. А вот описать трудно. Особенно, когда перед мысленным взором моим возникают их лица, глаза, руки, их неописуемые улыбки, улыбки существ, как бы в чем-то навек провинившихся, как бы просящих за что-то прощения. Нет, это невозможно описать. Невозможно, наверно, еще и потому, что при воспоминании обо всем этом просто останавливается сердце, перехватывает дыхание и в мыслях возникает невозможная путаница, какой-то сгусток боли! Простите...
Г.Добров «Старый воин».90 летний Михаил Казанков – Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, во время Второй мировой - награжден орденом Красной Звезды и несколькими медалями, воин закончил свою геройскую жизнь на Валааме. «Нельзя носить Георгиевский крест рядом с железкой, на которой изображен палач твоего народа. Судьба этого не простит."
Г. Добров «Старая рана».Солдат Андрей Фоминых из дальневосточного города Южно-Сахалинска. В одном ожесточенном бою был тяжело ранен.
Из письма Геннадия Доброва жене с острова Валаам 23 июня 1974 г.Сейчас я рисую инвалида двух войн — финской и отечественной. Воевал в Карелии с финнами, был ранен, обморозил обе ноги, потом с немцами, всё время на передовой, в окопах. Без глаза, пуля прошла через оба глаза, весь изрешечен пулями и осколками. А жена его в это время, как он погибал на «Невской Дубровке», жила с финским офицером всю войну, а сейчас опять с этим инвалидом живёт. А он тут напился и говорит: «Ты бы простил?»...
Г. Добров «Защитник Невской Дубровки». Остров Валаам. 1974 г. Бывший пехотинец Александр Амбаров, защищавший осажденный Ленинград. Дважды во время ожесточенных бомбежек он оказывался заживо погребенным. Почти не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина. Подлечившись, солдат снова шел в бой.
Г. Добров «Память». Георгий Зотов, инвалид войны из подмосковного села Фенино.
Из письма Геннадия Доброва жене с острова Валаам 22 июня 1974 г.Сейчас рисую второй портрет инвалида войны. Хожу в библиотеку, ищу в книгах ордена и медали, потому что свои он – этот типичный русский Иван — растерял, да роздал детям на игрушки.Вот где Русь несчастная! В чистом виде. Ангелы, а не люди, ни в ком, ни капли лжи, души нараспашку. Я уже двери закрываю на ключ в своей комнате изнутри. Приходят, рассказывают о себе. И наплачешься, и насмеёшься с ними. А песни какие поют! Я таких и не слыхал никогда, самые окопные какие-то, и откуда они их берут?
Г. Добров «Рядовой войны». Рядовой 712-й стрелковой бригады Михаил Гусельников из Омска, сражавшийся на Ленинградском фронте. 28 января 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда солдат получил ранение в позвоночник, и с тех пор прикован к постели.
Г. Добров «Прошел от Кавказа до Будапешта.»Морской пехотинец-гвардеец Алексей Чхеидзе из подмосковной деревни Данки. Это они, морские пехотинцы, тогда, зимой в 45-м, спасли от взрыва и разрушения Королевский дворец в Будапеште - памятник мировой архитектуры Погибли почти все. Чудом выживший, перенесший несколько операций. С выжженными глазами, оглохший, потерявший обе руки, находит в себе силы шутить и с иронией называет себя «человеком-протезом». Он выжил. И даже написал книгу "Записки Дунайского разведчика"
Из письма Геннадия Доброва жене с острова 17 июля 1974 г.Сегодня начал рисовать инвалида психохроника на Никольском острове. Рисую прямо в палате, где ещё 5 психохроников смотрят со своих кроватей на мою работу, только они не могут встать и даже что-либо сказать мне — так они слабы и больны. … Кормят плохо. Мясо тухлое (суп я не ем). А на второе — каша, на завтрак и ужин — каша. Всё опротивело. Но работается тут удивительно легко и хорошо. Это — мой остров...Семь лет создавал Геннадий Добров серию «Автографы войны». Он посетил около 20 домов-интернатов в разных регионах Советского Союза – от Крыма и Армении до Карелии и Сахалина. 36 больших листов составили остро психологическую галерею современников, героев и жертв военного лихолетья.
Г. Добров «Фронтовик».Воздушный десантник, москвич Михаил Кокеткин. В результате тяжелого ранения лишился обеих ног, но не смирился с инвалидностью, окончил институт и долгие годы работал в Центральном статистическом управлении РСФСР. За героизм на фронте был награжден тремя орденами, за мирный труд у него тоже орден – «Знак почета».
Г. Добров «Письмо другу-однополчанину». Станция Кучино Московской области, 1977 г.Владимир Еремин из подмосковного поселка Кучино. По-разному приспосабливались инвалиды войны к мирной жизни. Лишенный обеих рук Владимир Еремин не только научился писать, но и окончил после войны юридический техникум.
Критик Т. С. Никитина так написала об этой серии рисунков Г. Доброва:…Он брал вещи, которых другие даже боялись касаться, вещи, которые не только находились вне сферы искусства, но противолежали искусству; он брал страшное, увечное, почти безобразное, — и делал это бесстрашно, как хирург бесстрашно входит в палату с тяжелоранеными. Своим материалом он избрал человеческое страдание: судьбы инвалидов войны, жертв геноцида, нищету, обездоленность, безумие. Он заглядывал в глаза немых, юродивых, безымянных, потерявших все, даже прошлое, в глаза стариков и детей, изувеченных войнами, — и видел в них величие и красоту, истинный масштаб человека, его суть, открывающуюся именно в громадности страдания.
Г. Добров «Жизнь, прожитая честно».Михаил Звездочкин, командовал артиллерийским расчетом, войну закончил в Берлине. Есть жизни, выделяющиеся особой чистотой, нравственностью и героизмом. Такую жизнь прожил Михаил Звездочкин. С паховой грыжей, скрыв свое заболевание, он добровольцем ушел на фронт.
Г. Добров . «Цена нашего счастья». Климовск Московской области. 1978 г.Сергей Герасимович Балабанчиков. Его страшная судьба – цена нашего счастья.
Г. Добров «Возвращение с прогулки». Разведчица Серафима Комиссарова. Сражалась в партизанском отряде в Белоруссии. Во время выполнения задания зимней ночью вмерзла в болото, где ее нашли только утром и буквально вырубили изо льда.
Г. Добров «Поздравления друзей с Днем Победы». Василий Лобачев оборонял Москву, был ранен. Из-за гангрены ему ампутировали руки и ноги. И стал бы он совсем беспомощным, если бы не жена Лидия, тоже во время войны потерявшая обе ноги. А так зажили, поддерживая друг друга и даже родили двух сыновей. Счастливцы – по сравнению с другими!
Г. Добров «Ветеран». Мы не знаем имя этого человека
Г. Добров «Фронтовые воспоминания».Москвич Борис Милеев потерял на войне руки, но не смирился с судьбой инвалида – научился печатать на машине. Когда художник писал ветерана, тот печатал фронтовые воспоминания.
Г. Добров «Портрет женщины с сожжённым лицом». Клин Московской обл. 1979 г.и Женщина без лица, упавшая в обморок прямо в печь от вести, что началась война. Муж, которого она без памяти любила, был накануне направлен в Брестскую крепость, и сердце не обмануло - он погиб. Слепая женщина с выгоревшим лицом пела Доброву народные песни на неведомый мотив, которые поражают его и спустя десятилетия. Есть у этой женщины имя – Нюра, и фамилия – Иванова. Нет только лица. В руках она держит маску, сделанную по довоенной фотографии, запечатлевшей её молодой. Когда художник рисовал её, из-под марлевой салфетки на её лице, вдруг полились звуки старинной русской песни «То не ветер ветку клонит», совершенно не похожие на бодрый мотив, часто передающийся по радио. На удивлённый вопрос художника Нюра сказала, что так грустно, торжественно и скорбно поют эту песню в глухих деревнях. Потом она спела песню «Липа вековая». И опять прибавила последний куплет, которого не было ни в одном сборнике русских народных песен. Он был о смерти двоих влюблённых. В тишине комнаты вдруг послышались всхлипывания. «Что это такое?» - «Это мои слёзы, которые я глотаю», - ответила Нюра. Когда через некоторое время художник приехал к ней в гости из Москвы с подарками, в интернате ему сказали, что Нюра умерла. Маску положили ей в гроб.
Г. Добров «Тихая». Село Троицкое Московской обл. 1978 г. Рисунок сделан в доме для душевнобольных под Москвой. Потрясения военных лет лишили рассудка эту женщину, прижимающую к себе детские игрушки, которые она принимает за своих потерянных детей.
Г.Добров «Книга о любви». Остров Сахалин. 1976 г. Жительница дома-интерната посёлка Ноглики на севере острова Сахалин Полина Кирилова часто с горечью говорит: «Неужели я должна жить без рук только лишь потому, что какому-то негодяю захотелось попасть в Историю».
Закончить хочу словами писателя Чингиза Айтматова, напечатанными в газете «Известия» 19 июня 1987 года.«Мне принесли репродукции работ Геннадия Доброва... Я буквально заболел, я всю ночь не спал. Я бы разослал эти репродукции по свету...»
ПОМНИ