Режим дня в детском саду.
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУПрезентацию выполнила воспитатель МКДОУ «Черемисиновский детский сад комбинированного вида «Солнышко» – Носова С.Г.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Каждый день в нашем ДОУ начинается со свободного времени, проводимого ребенком по собственному выбору: игры и общение с детьми и взрослыми, работа в различных игровых центрах.
Утренняя зарядка позволяет организовать детей, взбодрить и настроить на предстоящий день.
Завтрак. В нашем детском саду большое значение уделяется питанию, как одному из важных факторов в правильном формировании растущего организма.
В 9.00 во всех возрастных группах начинается организованная образовательная деятельность с детьми, а также индивидуальные занятия с логопедом, психологом.
Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека и особенно для детей. Они позитивно влияют на физическое здоровье и эмоциональное состояние воспитанников.
Обед. Здоровье детей во многом зависит от правильно организованного питания. Рациональное питание оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние детей, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В нашем детском саду организовано 4-х разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин). В меню представлены разнообразные блюда, исключены повторы.
Дневной сон. Дети могут поспать, отдохнуть, слушая музыку или сказку.
Гимнастика после сна. Закаливающие и гигиенические процедуры.Мы проснулись, улыбнулись, посильнеее потянулисьПервый разик на спине, а второй – на животе.На бочек перевернулись и еще раз потянулись.Ножки вверх мы поднимаем и тихонько опускаем,А теперь мы с вами, дети, поедим на велосипеде.Подбородком грудь достали, к потолку глаза подняли.Влево, вправо посмотрели- на кроватку тихо сели.Ручки в стороны подняли, крепко так себя обняли.Наклонились, потянулись, до носочков дотянулись.Распрямились и опять будем ножки поднимать.А теперь пришла пора дружно встать нам,детвора.
Полдник.Игры, совместная деятельность детей и воспитателей, индивидуальные и групповые занятия с психологом, прогулка.Ужин.
Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2.Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.3.Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!4.Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.5.Помогают в игре формировать элементарные математические представления.6.Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.7.Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.8.Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).
Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистом по физическому воспитанию в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Организация спортивных праздников, конкурсов, соревнований, досугов способствует оздоровлению детей, их физическому и психическому развитию.
Таким образом, работа по сохранению и укреплению здоровья детей в нашем ДОУ проводится в течение всего дня с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического и психологического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в дошкольном образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это успешное будущее нашей страны завтра.