Проблемное обучение в начальной школе 
(Выступление учителя начальных классов МОУ «Гимназия» Матюковой Татьяны Борисовны) «Сделайте вашего ребёнка внимательным  к  явлениям природы... Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял...».                                                  Жан-Жак Руссо                          французский философ  18века  Основная идея проблемного обучения  - приобретение знаний учащимися в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации     Общие функции проблемного обучения:-усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;-развитие интеллекта учащихся, т. е. их самостоятельности и творческих способностей;-формирование диалектико-материалистического мышления школьников как основы их мировоззрения;-формирование всесторонне и гармонично развитой личности.  Специальные функции:-воспитание навыков творческого усвоения знаний ;-воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы;-формирование и накопление опыта творческой деятельности);-формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.  Методы проблемного обучения:     1.    Изложение с проблемным началом.     2.   Проблемное изложение знаний.       3.    Частично поисковый или эвристический метод.     4.   Исследовательский метод.  Этапы проблемного обучения.Подготовка к восприятию проблемы.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Процесс решения проблемы. Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.        Виды проблемного обучения: Теоретическое творчество Практическое творчество.  Художественное творчество.  Методические приёмы создания проблемных ситуаций.Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения.Столкнуть противоречия в практической деятельности.Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций, например юриста, финансиста, технолога, эколога, медика и т.п.Побуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.Предложить проблемные теоретические и практические задания.    Поставить проблемные задачи  Виды проблемных ситуаций:Ситуация неожиданности. Ситуация неопределённости. Ситуация конфликта. Ситуация опровержения.      Ситуация предположения.  Проблемное обучение способствует развитию:- умственных способностей  учащихся ;-самостоятельности ;-развитию творческого мышления; -развитию познавательной активности, осознанности знаний,обеспечивая   более глубокое и прочное их  усвоение  Проблемное обучение-формирует  готовность к творческой деятельности; -способствует развитию- аналитического  мышления ; -ориентирует на комплексное использование знаний; - формирует элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности; -воздействуя на эмоциональную сферу школьников, формирует такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной  умственной деятельности.