Презентация Проблемное обучение на уроках в начальной школе.
Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов. Севрюкова Е.Э. учитель начальных классов ГБОУ школы 542. 2015 год Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение Мотивация учащихся к учебной деятельности; Приобретение знаний, умений и навыков; Формирование познавательной самостоятельности учащихся; Развитие творческих способностей. Цель проблемного обучения: Проблемная ситуация в обучении спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Основное звено проблемного обучения – проблемная ситуация. Сущность понятия «проблемная ситуация» Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др. проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть: Правила создания проблемных ситуаций Преподаватель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме;Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым; При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых; В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации; Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения. Методы проблемного обучения: Монологический Рассуждающий Диалогический Эвристический Исследовательский Программированный Монологический метод Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов; дает готовые выводы науки, но делает это в условиях проблемной ситуации. I вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.II вариант – излагая тему, учитель идет путем поиска и открытия ученого, т.е. создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Рассуждающий метод Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель, в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает ее, но с помощью учащихся. Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез. Диалогический метод Открытие нового закона или правила совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Эвристический метод Организация учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. Исследовательский метод Учащиеся с помощью подготовленных дидактических средств приобретают новые знания и новые действия. Программированный метод Урок русского языка по теме: «Дательный падеж» Продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число» Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи» ОКРУЖАЮЩИЙ МИР- Как вы думаете, встречаются ли друг с другом эти животные? (Выслушиваются мнения детей).- Что нужно для того, чтобы они встречались?(Жить поблизости, в одном месте).Так что же нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Знать, где они живут).А где мы можем добыть такую информацию? (В учебнике).Далее дети сами находят ответ на этот вопрос из учебника стр…- Так кто же был прав, поднимите руку честно? Окружающий мир по теме: «Где живут белые медведи?» Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится. ВЫВОД: