Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся


Областной семинар учителейТема: “Развитие коммуникативных способностей у учащихся средствами языковой подготовки” Мангыстауская область , Мангыстауский район, ГУ “Уштаганская средняя школа”
Мангыстауская область Мангыстауский район Уштаганская средняя школаУчитель русского языка и литературы: Бекмурзина Жаныл Сундетовна
Коучинг“Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся” Приветствие участников коучинга.“Кто Я? Какой Я?”Психологический настрой Деление на групп по фигурам Задания для групп:1.Что такое коммуникативность?2.Как формируется коммуникативность ученика?3. Как развиваем коммуникативную компетентность ученика? Коммуникация, -и, ж.1. Путь сообщения, линия связи (спец.) Воздушные, водные коммуникации. Подземные коммуникации. 2. Сообщение, общение(книжн.). Речь как средство коммуникации.(печать, радио, кино, телевидение.) //прил.коммуникационный, -ая, -ое (к 1 знач). и коммуникативный, -ая, -ое (к 2 знач). Коммуникативные линии. Коммуникативные функции. Толковый словарь С.И. Ожегова. /стр287/. Компетенция – 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. 2. Круг чьих-либо полномочий, прав.Компетентный – 1. Знающий, осведомлённый в какой-либо области. 2. Обладающий компетенцией (во 2-ом значении). Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка идет через усвоение основных понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста. К общим коммуникативным умениям относятся:-умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста;-умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);-умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре),например в жанре невыдуманного рассказа,репортажа,в форме портретных зарисовок и т.д.-умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;-умение править,совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи). Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления (М.М. Бахтин)
Информационно-коммуникативные технологииКак учить?Нетрадиционные формы урочной и внеурочной деятельностиДиалог, дискуссияИсследовательская деятельностьПроектная деятельностьИндивидуальные и групповые формы работыЕдинственный путь ведущий к знанию – деятельность.Бернанд Шоу.






СмысловыечастиТезис, аргумент, вывод Средства и способы связиСодержание текстаСтруктура текстаТочка зрения автораКлючевые слова    Основная темаТЕКСТАНАЛИЗ ТЕКСТАКРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ, КОНСПЕКТ, АННОТАЦИЯ, ТЕЗИСЫ, РЕФЕРАТ  СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ  ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯВыделение главной /второстепенной информацииВыделение ключевых слов в смысловых частяхОзаглавливание Модель содержания обучения учащихся 10-11 классовДеление на смысловые части Работа с текстом Направления деятельности1) усвоение на практическом уровне речеведческих понятий,2) анализ готового текста, 3) воспроизведение текстов-образцов, 4) конструирование собственных текстов, их редактирование.Этапы работы с текстом:


Спасибо за внимание !