Разработка проекта Особенности современной национальной охоты жителей д.Хандагай
Министерство образования и науки РФМБОУ Хоготовская СОШ им. Бороноева А.О.Окружной заочный конкурс проектов «Традиции живая нить»Исследовательский проект : «Особенности национальной современной охоты жителей деревни Хандагай»Место выполнения работы: МБОУ Хоготовская СОШ им.Бороноева А.О. Баяндаевского района Иркутской областиАвтор :Манданова Юлия Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Хоготовская СОШ им. Бороноева А.О., 46 лет, сот.: 89027689814 Цель проекта: провести исследование национальной охоты бурят; показать изменения, произошедшие в введении охоты в данное время.Задачи проекта: показать сохранение и преемственность традиций в введении охоты как национального промысла; Планируемый результат:создать проект исследовательской работы; подобрать информационный и иллюстративный материал из учебных пособий, периодической печати, провести беседу с охотниками, попытаться снять видеоматериал о современной охоте. Подготовительный этап: обсудить вид проекта, расположение материала.Технологический этап: подобрать цветовую гамму, шрифт, справочную литературу.Практический этап: презентация подготовленного проекта Методы проекта: анализ литературных, исторических источников; опрос старожилов села Хогот; опрос родственников, соседей, занимающихся охотой в данное время. Введение Каждый человек, живущий на земле, должен знать свои корни.Корни наши – это судьбы людей, живших в далёком прошлом.Человек без прошлого – это человек без будущего.Задача современного человека состоит в том, чтобы помнить историю своей страны, малой родины, помнить традиции и обычаи своего народа. Одним из обычаев бурятского народа считается охота.Издревле считалось, что мужчина в семье добытчик, он должен охотиться и кормить семью, поэтому каждый мужчина в бурятской семье умел охотиться. Виды бурятской охоты Охота по типу могла быть облавной коллективной или индивидуальной. Имела 2 формы: активная и пассивная. Верховой облавной или верховой загонной, а также верховой охоты гоном. Плохо преодолимая сила гонит современного мужчину на лёд реки или снег тайги. Раз с этим нельзя бороться, то нужно получать максимальное удовольствие. старинный охотничий инвентарь бурят. Старинный охотничий инвентарь: лук, стрелы, копьё, плеть, палка, нож, самострелы, петли, кулемки, кулемы, пасть, плашка, манки, ружья кремневые и пистонные. Старинный охотничий инвентарь был примитивным, чего невозможно сказать о современном оружии охотника. Современная охота ведётся из гладкоствольного ружья, карабина, винтовки. Современный охотник обстоятелен и в выборе обмундирования для охоты. Сейчас модны маскировочные комбинезоны, которые придуманы на все времена года. Зимой – белый, который сливается со снегом, притупляет бдительность зверя и зверь может не заметить охотника, если он стоит как «вкопанный». От «диких» предков досталась нам любовь к охоте. Но раньше добыча зверей велась планово, с каждым годом добыча увеличивалась. Сейчас же нет плана по добыче зверей, а человек получает лишь удовольствие от охоты. О Современные буряты отправляются на охоту не только на лошадях, но и на других видах транспорта, а раньше чаще всего пешком или на лошадях.. Заядлый охотник Лошади проходимее любого джипа Охота может быть успешна в том случае, когда есть координирующее лицо. Таким человеком в Хандагае является Герман Гергенов – профессиональный егерь и знаток местных традиций.Его роль похожа на роль режиссёра массовых представлений. Приехав на окраину леса, охотники собираются в кучу и начало охоты отмечают капанием водки, чтобы охота была удачной. З Сон животных не похож на сон людей. Они спят чутко, при малейшей опасности спасаются бегством. Сон могут потревожить хищники, но чаще всего охотники. Чтобы пережить холод, дикие копытные едят много. Растительная пища не калорийна зимой. Они могут кормиться всю ночь. Зимний лес Хандагая Охотники по -родственному, по -соседски делятся на тройки. Два стрелка и один гонец. Стрелки тянут жребий и садятся на определённую позицию, согласно вытянутому номеру. Гонец гонит по определённому маршруту. В охоте добытая косуля делится на троих. Охотники расходятся по номерам Охотники разошлись по номерам. Гон пошёл. От крика гонцов немного жутко, крик слышен чётко в деревне. Один из гонцов – Манданов Игорь Охотники рано сошли с номеров, но они рады общению, гон пустой. Они собираются снова и тянут жребий. Начинается снова гон. Незаметно подходит время обеда. Охотники разводят костёр и разогревают взятую с собой пищу, как говорится: «Война войной, а обед обедом» Важным моментом преемственности является тот факт, что на охоте много молодых. Возраст охотников от 25 до 60 лет. Это свидетельствует о том, что традиции охоты не будут утрачены, а будут передаваться из поколения в поколение. Кульминационный момент для охотников, но зверь оказался хитрее. Зверь к концу закрытия сезона становится профессионалом. Косули убегают, пуля их не настигла. Охота – неотъемлемая часть традиций.Без добычи, но довольные общением охотники возвращаются домой ЗаключениеВ данной работе я познакомилась с правилами проведения охоты верховой облавной с гоном. Из слов старожилов села мне стало известно, что в данном виде охоты практически ничего не поменялось. Просто подход к охоте у современных бурят несколько иной. Если раньше мужчина уходил на охоту, чтобы прокормить семью и вести плановый отстрел животных для сдачи в казну государства, то в данный момент от охоты получает удовольствие, даже, если охота без трофея. Оно и к лучшему, потому что выжили самые шустрые, самые быстрые косули. Они переживут холодную зиму и принесут новое потомство. В предутренних сумерках в очередной раз поднимутся к месту дневного пастбища… Жизнь продолжается, а для охотников сезон охоты закрыт.