Презентация на тему Одаренные дети. Актуальность проблемы. Пути решения.
. Одарённые дети. Актуальность. Проблемы. Пути решения Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 29 г. Курска ТОМАТИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: «не навреди» Проблема одарённости школьников представляет собой комплексную проблему. Своеобразие динамики формирования детской, одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития (т.е. наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.)В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим — как отстающий в психическом развитии. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»). Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте: 1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. *дошкольники: усвоение языков, высокий уровень любознательности, яркость фантазии; *старшие подростки: различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создает видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Ниже даны личностные и деловые качества учеников. Отметьте знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся: .1 Дисциплинированный.2. Неровно успевающий.3. Организованный.4. Выбивающийся из общего темпа.5. Эрудированный.6. Странный в поведении, непонятный.7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).10. Занятый своими делами (индивидуалист).11. Быстро, на лету схватывающий.12. Не умеющий общаться, конфликтный.13. Общающийся легко, приятный в общении.14. Иногда тугодум, не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели. 16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Не умеющий общаться, конфликтный.Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей. : Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе.Игровые интересы.Конформность (отрицание стандартных требованийПогружение в философские проблемы.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.Стремление к совершенству.Ощущение неудовлетворенности.Нереалистические цели.Сверхчувствительность.Потребность во внимании взрослых.Нетерпимость.Низкая продолжительность сна. . Проблемы одарённых детей: Размышляя над данной темой, опираясь на собственный опыт, пришла к убеждению, что в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. : Часто у детей наблюдается низкая мотивация на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. . Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе Преднамеренное сталкивание жизненных представлений учащихся с научными фактами позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы. Как научить детей видеть проблему? Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы ее устранить, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения. «ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИМ ГЛАЗАМИ», «ТЕМА ОДНА -- СЮЖЕТОВ МНОГО», «СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ ОТ ИМЕНИ ДРУГОГО ПЕРСОНАЖА», «СОСТАВЬ РАССКАЗ, ИСПОЛЬЗУЯ ДАННУЮ КОНЦОВКУ» Очень важно в современном мире научить детей выдвигать гипотезы.(уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «Может быть», «Предположим», «Допустим», «Что если», «Наверное». Чем больше число событий может предвидеть гипотеза., тем она ценнее. Стоит подтвердить гипотезу, она станет теорией, если ее опровергнуть, она превращается в ложное предположение .Для детей важно вырабатывать гипотезы, чем больше, тем лучше», и нам годятся любые самые фантастические предположения и даже провокационные идей. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка. ГИПОТЕЗЫ Упражнения., для развития умения выдвигать гипотезыЗАДАНИЯ—РАССУЖДЕНИЯНапример: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?», «Почему весной появляются почки на деревьях?»УПРАЖНЕНИЯ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВАЗадание: при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным, а при каких совершенно бесполезным и даже вредным» Например, соль, сахар, мобильный телефон.- «НАЙДИ ВОЗМОЖНУЮ ПРИЧИНУ СОБЫТИЯ»Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворе. Медведь зимой не заснул. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ - УТОЧНЯЮЩИЕ (Верно ли , что… «Надо ли….?», «Должен что?,,,» и восполняющие КТО?, ЧТО?, ГДЕ?, ПОЧЕМУ? Очень важно научить детей задавать вопросы. Это является важным условием для любой самостоятельной работы, особенно если она носит исследовательский характер.В процессе исследования вопрос часто играет ключевую роль. Он направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. С обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если он обладает необходимым уровнем предметной подготовки. Оказывается, нет - не любой, потому что у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые,чаще всего, переживаются ими сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях «группы риска». Поэтому психологически с ними работать может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог. Давайте обсудим Кто хочет поделиться чувствами и эмоциями, с которыми уходите домой?Что было самым главным для вас в проделанной работе?Что ценного для себя каждый из вас получил?Оправдались ли ваши ожидания при обсуждении темы педсовета?