Презентация на тему Предупреждение речевых ошибок как важный фактор развития речи младших школьников


«В 6 лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному…» Вольтер Смотри, как налужил дождь! Собака пасть разинула, а потом зазинула! Предупреждение речевых ошибок как важный фактор развития речи младших школьников Коваленко Ирина Викторовна,учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Белгорода Воспитаниекультурной личности и создание необходимых условий для ее самореализации Формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации АКТУАЛЬНОСТЬ в необходимости поиска оптимальных средств развития речи детей и предупреждения речевых ошибок Анализ речевых ошибок 4 «В» класса (выпуск 2009г.) Ошибки Кол-во детей, допустивших ошибки % Повтор слова в рамках небольшого контекста 15 75 Синт. бедность, однообразие синтаксических конструкций 5 25 Неудачное употребление местоимений 5 25 Неудачный выбор слова 3 15 Нарушение общепринятой сочетаемости слов 3 15 Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла 4 20 Неумение находить границы предложений 3 15 Пропуск необходимых слов, эпизодов, фактов 3 15 Нарушение логической последовательности 3 15 Смешение видо-временных форм глагола 4 20 Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний 4 20 Нелепые суждения 2 10 Осуществление работы на каждом уроке Факторы, влияющие на речь ребёнка ? Использование только программного материала ? ? * Противоречия необходимость вести продуманную, правильно организованную работу отсутствие системы такой работы * Противоречия необходимость вести продуманную, правильно организованную работу отсутствие системы такой работы необходимость увеличить объём материала дефицит учебного времени по предмету * Противоречия необходимость вести продуманную, правильно организованную работу отсутствие системы такой работы необходимость увеличить объём материала дефицит учебного времени по предмету необходимость проводить такую работу на каждом уроке отсутствие системы упражнений для каждого урока Экспериментально проверить эффективность данной системы работы. Организовать внеклассную работу с учащимися и их родителями Проанализировать содержание образования по предметам Разработать комплекс дополнительных упражнений Проанализировать типичные речевые ошибки. Цель: создать систему работы, способствующую формированию, развитию грамотной речи и предупреждению речевых ошибок учащихся ЗАДАЧИ Ошибки 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс I Лексико-стилистические 1.Повторение одних и тех же слов V 2.Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков V 3.Нарушение общепринятой сочетаемости слов V 4.Употребление слов без учета их эмоционально- экспрессивной или оценочной окраски V 5.Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний V II Морфолого-стилистические 1.Детское словотворчество V 2.Использование диалектных или просторечных форм V 3.Пропуск морфем V 4.Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются в единственном числе V III Синтаксико-стилистические 1.Нарушение управления V 2.Нарушение согласования V 3.Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла V 4.Нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют V 5.Местоименное удвоение подлежащего V 6.Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид V 7.Неумение находить границы предложений:- неоправданное деление сложного предложения на простые - неумение делить текст на предложения V I Композиционные Несоответствие сочинения, рассказа изложения предварительно составленному плану V II Логические 1.Пропуск необходимых слов, эпизодов, фактов, признаков описываемого предмета V 2.Нарушение логической последовательности и обоснованности V 3.Употребление в одном ряду понятий разных уровней V 4.Нелепые, парадоксальные суждения V III Искажение фактов V речевые неречевые ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТЕКСТ Комплекс дополнительных упражнений Работа над словом Виды упражнений:- Подбери к данным словам синонимы.- Подбери к данным словам антонимы.- Замени фразеологизм одним словом.- Выпиши слова в переносном значении. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТЕКСТ 1. Обогащение словарного запаса2. Словарно-орфографическая работа3. Знакомство со словом как средством художественной выразительности Впишите в таблицу слова, синонимичные данным мчаться н е с т и с ь торопиться смеркаться холить любить охранять бояться печалиться сиять сражаться * Словосочетание Составьте Предложите правильный вариант Выпишите СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТЕКСТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Работа над предложением Упражнения на основе образца Конструктивные Творческие ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТЕКСТ Составьте предложение из данных слов Напишите ответ на данные вопросы Прочитайте предложения. Напишите правильный вариант Найдите повторы в данных предложениях и исправьте их Составьте из двух предложений одно ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТЕКСТ Виды упражнений Текст 2Подготовка к написанию изложения 1Умение давать развернутые ответы 3Подготовка к написанию сочинения ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТЕКСТ Раздели текст, напечатанный без точек и заглавных букв, на предложения.Восстанови деформированный текст.Устно перескажи прочитанное.Подготовь устный рассказ по заданной теме (по картинке, по наблюдению, данному началу или концу).Выборочный пересказ. Виды упражнений ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТЕКСТ Литературное чтение Окружающий мир Технология ИЗО Предупреждение речевых ошибок на уроках Предмет Виды речевых ошибок Литературное чтение Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкцийНарушение общепринятой сочетаемости словПропуск необходимых слов, эпизодов, фактовНарушение логической последовательностиУпотребление диалектных и просторечных слов и сочетаний * Вист София - победитель городского конкурса творческих работ, посвящённых Всероссийской переписи населения, 2011г. Предмет Виды речевых ошибок Литературное чтение Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкцийНарушение общепринятой сочетаемости словПропуск необходимых слов, эпизодов, фактовНарушение логической последовательностиУпотребление диалектных и просторечных слов и сочетаний Окружающий мир- рубрика «Сочинялки»- исследовательские работы Предупреждение повторов в текстеНеудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла * * Землянский Алексей – диплом городской предметной олимпиады по окружающему миру Как выживает кактус в пустыне? Белгород 2012 МБОУ – СОШ № 7 ПОЧЕМУ ДАЛИ НАЗВАНИЯ УЛИЦАМ ? БЕЛГОРОД 2013 * Предмет Виды речевых ошибок Литературное чтение Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкцийНарушение общепринятой сочетаемости словПропуск необходимых слов, эпизодов, фактовНарушение логической последовательностиУпотребление диалектных и просторечных слов и сочетаний Окружающий мир- рубрика «Сочинялки»- исследовательские работы Предупреждение повторов в текстеНеудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла Технология- проектная деятельность Название профессийНазвание профессиональных терминовРабота с пословицами, поговоркамиСинонимами, антонимами * Предмет Виды речевых ошибок Литературное чтение Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкцийНарушение общепринятой сочетаемости словПропуск необходимых слов, эпизодов, фактовНарушение логической последовательностиУпотребление диалектных и просторечных слов и сочетаний Окружающий мир- рубрика «Сочинялки»- исследовательские работы Предупреждение повторов в текстеНеудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла Технология- проектная деятельность Название профессийНазвание профессиональных терминовРабота с пословицами, поговоркамиСинонимами, антонимами ИЗО Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкцийНарушение общепринятой сочетаемости словПравильное построение предложений Вист София – участник VIII конкурса проектных работ «Иллюстрируем произведения белгородских авторов» 2 класс1. «Роль наблюдений, беседы в развитии речи младших школьников»2. «Рекомендации по развитию словесно-логического мышления у младших школьников» 3 класс1. «Говори правильно. Несклоняемые имена существительные» 2. «Пересказ как вид речевой деятельности» 4 класс1. «Роль сочинений в развитии речи учащихся»2. «Сочиняем вместе» 1 класс1. «Роль игры в развитии речи младших школьников»2. «Детское словотворчество» 3 класс1. «Ударение – это серьёзно!»2. «Чтобы не сесть в калошу…»3. Интеллектуальная игра «Игры с текстом»4. Брейн-ринг «По секрету всему свету» 2 класс1. «Слова-друзья и слова наоборот»2. «Упрямые слова»3. Игра-викторина«Путешествие в мир слов»4. «Чудеса в языке» 4 класс1. Интеллектуальная игра «Как это по-русски?»2. Путешествие по стране Языколяндии.3. «Нам Помеха – не помеха!»4. Литературный вечер «…Где речь струится плавно и легко…» Диагностика Ошибки Кол-во детей, допустивших ошибки 2 класс 3 класс 4 класс 1. Повтор слова в рамках небольшого контекста 14 12 7 2. Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций - 3 2 3. Неудачное употребление местоимений - 2 1 4. Неудачный выбор слова 6 3 2 5. Нарушение общепринятой сочетаемости слов - 4 1 6. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла 4 3 1 7. Неумение находить границы предложений 4 2 1 8. Пропуск необходимых слов, эпизодов, фактов 7 5 2 9. Нарушение логической последовательности 4 4 1 10. Смешение видо-временных форм глагола - 3 - 11. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний 4 4 2 12. Нелепые суждения 5 3 - На уроках русского языка На других уроках Внеклассная работа Работа с родителями Система работы по предупреждению речевых ошибок Другие предметы Работа с родителями Внеклассная работа Уроки русского языка Система работы по предупреждению речевых ошибок