Русская литература конца 19 — начала 20 века


Русская литература конца X lX-начала XX века Автор: Королева И.В., учитель ГБОУ СОШ №1355 г. Москвы Общая характеристика периода Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились все стороны российской жизни:экономика политика наука технологиикультура искусство Важнейшие исторические события России в начале 20 века? Россия пережила три революции: -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,-Русско-японскую войну 1904-1905 гг.-Первую мировую войну 1914-1918гг.,-Гражданскую войну Внутриполитическая обстановка в России Противоборство трех сил:защитники монархизма сторонники буржуазных реформ идеологи пролетарской революции Ощущение исчерпанности предшествующей эпохи Переосмысление многих ценностейОщущение кризисаПреддверие катастрофыНачало конца светаКанун века - итог исчерпавшей себя цивилизацииПо темпам и глубине перемен, по катастрофичности внутренних конфликтов Россия опережала любую другую страну. Научные открытия н.20 века Естественнонаучные открытия: изобретение беспроволочной связи открытие рентгеновских лучейопределение массы электрона исследование феномена радиациисоздание квантовой теории (1900)специальной (1905) и общей (1916-1917) теории относительности «Материя исчезла» Мир неустойчив и бесконечно подвиженЛюбое объяснение не уверсально и требует дополненийСистема отсчета неабсолютна Труды русских и зарубежных мыслителей: «Вырождение» 1896 М. Нордау«Закат Европы»(1918-1922) О.Шпенглер«О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) Д.С.Мережковский«Конец века» (1905) Л.Н.Толстой Фридрих Ницше “Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!”«Старая мораль» не существует«нищих надо совсем уничтожить»«Укоры совести учат кусать других»«Падающего –толкни» В.С. Соловьев Владимир Соловьев Критиковал материализм и атеизм Начало всего сущего – абсолютное, т.е. бог Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир Этот идеальный мир порождает мир физический Николай Бердяев Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд. Роль литературы Искусство и литература -художественная форма для выражения философских идейЛитература-способ установления мировой гармонии, способ постижения истины«жрецы и поэты были одно и то же» (В.Иванов) Литература к.19 - н.20 веков В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. В эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. ( отражение реальности, жизненной правды) А.П. Чехов. Ялта. 1903 г. Реализм Представители:Л.Н.ТолстойА.П.ЧеховИ.А.БунинМ.Горький Реализм Л.Н.АндреевА.И.КупринВ.Г. КороленкоЕ.И.Замятин Реализм на рубеже веков Реализм - масштабное и влиятельное литературное направлениеКружок «Среда», издательство «Знание»Важность опыта А.П.Чехова:Множество разнообразных человеческих характеровГероям недостает чего-то важногоОни пытаются приобщиться к подлинной жизни, но не обретают душевной гармонииМир утратил единый центрМир осмысливается как пошлость Реализм на рубеже веков Писатель не является обвинителем или адвокатом своих героевВ мире А.П.Чехова взаимодействуют разные субъективные правдыПовышается роль субъективной рефлексииБольшая авторская свободаШирокий арсенал художественной выразительностиОбязательное для художника чувство меры Внимание к личности человека, его индивидуальности Модернизм Цель:_ создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечестваМодернизм- общее название направлений в искусстве и литературе XX века -символизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, футуризм Серебряный век илиПоэтический ренессансДуховное возрождение«Религиозное возрождение» Новые течения в литературе России рубежа веков В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Серебряный век- часть художественной культуры России конца XIX - начала XX века, связанная с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой и отчасти футуризмом. СИМВОЛИЗМ Март 1894 г.- вышел в свет сборник с названием "Русские символисты". Через некоторое время появились еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов, использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления. СИМВОЛИЗМ Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России. Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережков-ского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения". Дмитрий Сергеевич Мережковский Основные положения течения Андрей Белый Символ - центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных". Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов. Основные положения течения Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ - окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб. А.А.Блок Акмеизм Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч. acme - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов - Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут. Основные положения течения Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударенияСамоценность каждого явления«Непознаваемые по своему смыслу слова нельзя познать» Творческие индивидуальности Сжала руки под темной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". 8 января 1911 Футуризм Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи" (Гилея - древнегреческое название части Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Основные положения течения В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени". В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста. Пощечина общественному вкусу Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности. ...Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным ...С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912 г. Декабрь Творческие индивидуальности футуризма В стихотворениях Давида Бурлюка "звезды - черви, пьяные туманом", "поэзия - истрепанная девка, а красота - кощунственная дрянь". В его провокационных текстах понижающие образы используются предельно максимально: Мне нравится беременный мужчина Как он хорош у памятника Пушкина Одетый в серую тужурку Ковыряя пальцем штукатурку <...> Творческие индивидуальности футуризма О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1910 Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! ..Я выполнил свою задачу,Литературу покорив. Бросаю сильным наудачу Завоевателя порыв. Но, даровав толпе холопов Значенье собственного "я", От пыли отряхаю обувь, И вновь в простор - стезя моя. Схожу насмешливо с престола И, ныне светлый пилигрим, Иду в застенчивые долы, Презрев ошеломленный Рим. АНАНАСЫ В ШАМПАНСКОМ Ананасы в шампанском ! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров… Подведем итоги Какие исторические события переживает Россия в этот период?Как развивалась литература на рубеже 19-20 веков?Сформулируйте основные положения символизма, акмеизма, футуризма. Чем эти течения отличаются друг от друга?Назовите творческие индивидуальности каждого из литературных направлений. Сделаем выводы Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов. Выводы На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века.Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства.В литературе развиваются различные направления. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века. Список литературы: 1. Малышевский А. Ф. Мир человека. Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Москва, «Итерпракс», 1995г.2. Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс. Россия и мир. «Дрофа», «Веди-Принт». Москва, 2004г.3.Литература. 11 класс.Учебник для образовательных учреждений в 2-х частях. Под редакцией В.В.Агеносова. Дрофа, ОАО «Московские учебники», 2008 4.Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч.2. XX век / ред. коллегия: М.Аксенова, Д. Володихин, Л. Поликовская и др.-М.: Мир энциклопедий Аванта +,2006. С.8-47.5.Энциклопедия. Мудрость тысячелетий. Автор-составитель: Вольдемар Балязин. Москва. «Олма-Пресс». 2000г.6. Энциклопедический словарь. Мир русской культуры. Российская таможенная академия. Санкт-Петербургский филиал имен и В.Б. Бобкова. С.35-40.7. Игорь Северянин «Гармония контрастов», Москва, 1995