Презентация по русскому языку на тему Подготовка к ЕГЭ. Урок-практикум (11 класс)
Подготовка к ЕГЭ (урок-практикум).
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А.Н.Толстой.
Цель: проверить уровень усвоения знаний с помощью выполнения заданий разного типа; развивать навык анализа предложенного текста, развивать творческие и речевые способности.
Орфоэпическая разминка.Выписать из предложенных слов лишь те, которые соответствуют условию:1 вар. – с ударением на первом слоге;2 вар. – с ударением на втором слоге;3 вар. – с ударением на третьем слоге;4 вар. – с ударением на четвёртом слоге.ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАРКЕТИНГ, УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.
Проверьте себя!1в. – знАмение, мАркетинг, Иконопись, тУфля, бАрмен2в. – упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство3в. – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ4в. – сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕнность.
«Корректор» Найдите ошибки в рассуждениях:А) В слове стрижен..ые под машинку волосы пишется одна буква н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь. Б) Фасован..ые продукты пишется с одной буквой н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида. В) В словах деревян..ый дом и серебрян..ая ложка пишутся две буквы нн, т.к. это исключения. Г) Загружен..ая машина пишется с н, т.к. нет зависимого слова.
Перед вами паронимы. Объясните их лексическое значение. Подберите слова, с которыми они могут сочетаться. Глиняный ГлинистыйИскусный ИскусственныйДождевой Дождливый
«Анализируем текст». (1) Сегодня весь день стояла медленно сгущаясь в воздухе какая-то мгла. (2) После полудня в ней потонули дальние горы. (3) На западной части неба всё время держалась темная туча с резко очерченными краями. (4) Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. (5) В тот момент когда солнце скрылось за облаками края облаков стали светиться как будто они были из расплавленного металла. (6) Прошло несколько минут и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялось три пурпурных луча. (7) Явление это продолжалось не более двух минут.(Н.Лесков «Соборяне»)Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер.Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.
Спишите предложение. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.В тот момент когда солнце скрылось за облаками края облаков стали светиться как будто они были из расплавленного металла. Налетели тучи и когда мы вбежали начался дождь.По сумрачному небу носились густые тучи и хотя шел только третий час дня было темно.
Постановка знаков препинания на стыке союзов. ,чтоесли…то,.,чтоесли…,.,…,Он сказал, что, если будет болен, не придет.Он сказал, что если будет болен, то не придет.Запятая не ставится если есть слова: то, но, так.Запятая ставится если нет слов: то, но, так.
,икогда…,,.,и когда…,.тоНалетели тучи, и когда мы вбежали, то начался дождь.Налетели тучи, и, когда мы вбежали, начался дождь.
, хотя …,,и.По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно., хотя …,и.ноПо сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.
«Блиц-опрос» Художественные средства:И никто с начала мира не видал такого пира. (А.С.Пушкин)Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) Снег, словно мёд ноздреватый, // Лег под прямой частокол. (С.Есенин) И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)Не умрет твой стих могучий,//Достопамятно-живой,//Упоительный, кипучий,//И воинственно-летучий,//И разгульно-удалой. (Н.Языков)Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)Рассвет рукой прохлады росной//Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
Синтаксические фигуры:Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов)Изначальней всего остального – любовь,//В песне юности первое слово – любовь… (О.Хайям) Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов)Оставь свой край глухой и грешный,//Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)
Проверь себя!Художественные средства:ГиперболаОлицетворениеСравнениеОксюморонЭпитетАнтитезаЛитотаМетафораГрадация
Синтаксические средства:ИнверсияЭпифораПарцелляцияАнафора
Комплексный анализ текста.(1) Приехали мы в таёжный городок Лесосибирск. (3) Выступили несколькораз, а вечером хозяева повезли нас поужинать в лучшую, как они сказали,закусочную города. (4) Накормили по-русски - местной рыбой, борщом,пельменями. (5) Но когда мы выходили из этой закусочной, я оглянулся и,прочитав горящее неоновыми буквами её название, обалдел: закусочнаяназывалась «Оклахома»… (6) С той поры Оклахома стала для меня символомнашего самооплевания, нашего лакейства и холуйства.(7) Приедешь в любой древний русский город - Калугу, Рязань, Воронеж, -идёшь по центральной улице: магазины, рестораны, фирмы - и кругом«Клондайк», «Аляска», «Эльдорадо», «Миссисипи»… (8) Словом, сплошнаяОклахома. (9) И Москва-Сити - тоже Оклахома. (10) И «Кофе-хауз» вместотёплого слова «кофейня» - тоже Оклахома. (11) Всё тянут нас и тянут. (12) Уже не поймёшь куда: в Европу или вАмерику. (13) Ну какая же мы Европа, если две трети России находится в Азии?(14) Не только быт, промышленность и сельское хозяйство, но головы и души унас живут по-разному. (15) И не в языке дело. (По Ст. Куняеву.)1. В одном – двух предложениях сформулируйте главную проблему, поставленную автором текста.2. В четырёх – пяти предложениях связного текста прокомментируйте названную вами проблему.3. В одном-двух предложениях сформулируйте позицию автора по названной вамипроблеме.4. Используя пять - шесть предложений связного текста, напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Приведите два аргумента в защиту своей точки зрения.
Задание на самоподготовку.Комплексный анализ текста.