Презентация по литературе на тему Н. С. Лесков. Левша
Николай Семенович Лесков1831 - 1895 Лесков в первых изданиях писал: « Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование Александра І. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти: он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил по старой вере, читал божественные книги и разводил канареек, Люди к нему относились с почтением» Позже пишет: «… я весь этот рассказ сочинил в мае прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное» Зачем Лесков ссылается на рассказ старого оружейника?Сказ – жанр эпоса. Опирающийся на народные предания и легенды.Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Какова идея сказа? показать, что наши, русские, не хуже заморских мастеров; вызвать в читателе чувство гордости за Россию, ее умельцев Когда и где происходят события? какие элементы фольклорных произведений вы заметили?Каким представляется рассказчик? «Объездил все страны и везде через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»«Мы, русские, со своим значением никуда не гордимся»«Государь на всё радуется» «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас долго своё не хуже есть, - и чем-нибудь отведёт»«Платов держит свою ажидацию, что для него всё ничего не значит» Опишите поведение Александра Павловича и Платова в кунсткамерах (главы 2 и 3) Эти герои противопоставлены. Император считает, что русским мастерам далеко до иностранного, а Платов уверен в высоком мастерстве русских. В чем особенность речи рассказчика?Словотворчество. Что это такое?Рассказчик образует новые слова, когда сталкивается с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяет их так, чтобы было понятно.Приведём примеры: Мелкоскоп-микроскоп, кислярка-кизрярка, Аболон полведерский-Аполлон Бельведерский, долбица-таблицаДвусестная-двухместнаяКерамиды-пирамидыПреламут-перламутКанделябрия-Калабрия «Государь Николай Павлович в своих русских людях очень уверенный и никакому иностранному уступать не любил»«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»«Был ужасно какой замечательный и памятный –ничего не забывал»«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано» Каким мы видим Платова в 4 главе? Почему Платов отправился за помощью к тулякам? «…один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…» «Помолились «Мищенскому Николе», отслужили молебен, закрылись в домике у Левши и в «ужасном секрете» принялись за дело» «Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтоб огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются – неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, - не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничего не брало этих хитрых мастеров…» Только сквозь малые щёлочки было видно, как внутри дома огонёк блестит, да слышно, что тонкие молоточкипо звонким наковальням вытюкивают» 2. Как показан Платов в этом эпизоде? Платов показан вспыльчивым, грубым, недоверчивым, скорым на рассправу. Его характеризуют глаголы: сорвал, открыл, вздвигнул, закричал.«И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шиворот косого левшу. Так что у того все крючки от казакина отлетели, и кинул его в себе в коляску в ноги»«Платов вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся» Симпатии рассказчика на стороне царя. Платов же струсил. Что ему придётся отвечать перед государем за невыполненную работу тульских мастеров. Платов, не разобравшись, срывает зло на левше. И всё же уважение рассказчика к Платову сохраняется: «потому они (царедворцы) его терпеть не могли за храбрость» Как изображён левша?Как он держится пред царём и его окружением? «Платов дал ему сто рублей«А граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего…» Почему англичане стараются напоить левшу?Чем он удивило иностранцев?Что поразило левшу у английских мастеров?Почему левша заскучал в Англии и заторопился домой? добротапатриотизмсостраданиетрудолюбиебескорыстиевера«человечкина душа»талантливость Почему английский полшкипер держал пари с левшой?Какова судьба участников пари после прибытия в Петербург? «Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри» «А внутри-то — резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия» главный герой,талантливый мастер,герой с "человечкиной душой",душа народа, его совесть,рыцарь добра,олицетворение народного таланта,собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер,безымянный мастер,на нем держится Россия,носитель трудовой доблести,носитель всемирной славы России,символ русского народа.