Презентация по литературе Судьба русского гения в сказе Н.С. Лескова «Левша» (6 класс).
Мозговой штурм Установите соответствие между жанрами произведений. (ЦИФРА - БУКВА)«Ворона и лисица»«Ночь перед Рождеством»«Казачья колыбельная»«Добрыня и Змей»А) песняБ) былинаВ) повестьГ) басня 1) г; 2) в 3) а; 4) б. Судьба русского гения в сказеН.С. Лескова «Левша». Эпиграф к урокуБлагослови же работу народную и научись мужика уважать. Н.А. Некрасов Цели урока : Проследить, как складывается судьба главного героя.Определить основную идею произведения Сюжет - ? Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой: получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней. Определение жанра Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером, складом речи. Сказка – жанр эпоса, занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки – присутствие чуда, фантастики, вымысла. СКАЗ СКАЗКА род литературы особенности (определение) событие Герои место действия повествование ведётся СКАЗ СКАЗКА род литературы эпос эпос особенности (определение) опирается на народные предания и легенды занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. событие реальное вымышленное Герои Исторические, реальные и вымышленные Вымышленные, фантастические существа место действия Реальные города, страны (Англия, Россия , Тула) Вымышленные (в некотором царстве, в некотором государстве) повествование ведётся от лица рассказчика не от лица рассказчика Анализ 1-й главы сказа. Кем мог быть рассказчик, повествователь?Скорее всего- простой человек, ремесленник, мастеровой.Когда и где происходит действие сказа?В России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном. Упоминаются такие исторические события, как Венский конгресс 1814-15 гг, поездка Александра Первого с Платовым в Лондон, восстание декабристов 1825 г, названное «смятением».Кто главные действующие лица в 1-й главе?Чем хотели удивить англичане русских? Зачем?Что хотел доказать Платов англичанам? Почему?Какое изобретение удивило государя? Как поступил при этом Платов?Можно ли сказать, что Платов- патриот русской земли? Патриот- тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Блоха Как сложилась судьба блохи? Кому она досталась? Особенности речи рассказчика просторечные, разговорные обороты повторы рифма необычное употребление слов словообразование Александр Павлович (Александр 1) Найдите цитаты, характеризующие Александра Павловича.Дайте краткие комментарии. Александр Павлович Император Александр I выделен «ласковостью» симпатиями к промышленному западу и недоверием к собственному народу («…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»). Платов Как автор изображает Платова? Платов Матвей Иванович (1751-1818) – граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны 1812 года. «Как Платов работу тульских мастеров принимал» Каким предстал перед мастерами донской казак Платов?Найдите глаголы, называющие действия Платова.сорвал, говорит, спрашивает, плечами вздвигнул и закричал, вдруг рассердился и начал ругаться, крикнул, потянул руку, схватил, кинул и др.Как эти действия характеризуют Платова? Работа с текстом Как показано отношение рассказчика к Платову и Николаю 1 в главах 11-12? Николай Павлович «Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I, напротив, превосходит патриотизм Платова, не теряя веры в русских мастеров даже в самые щекотливые моменты. Левша Каков левша в вашем представлении? Опишите его внешность, создайте устный портрет. Левша « Косой»«На щеке пятно родимое»«На висках волосья выдраны»«…в опорочках,одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего не конфузится» И. Глазунов. Иллюстрация к сказу Н.С.Лескова «Левша» Что поразило левшу у английских мастеров? Встреча Левши на Родине «свалили в квартале на пол»«платье сняли и часы»«деньги обрали»«на холодном парате в больнице лежал»«роняют, уши рвут»«он весь избился» Кто виноват в страшной судьбе левши? Россия и иностранцы Трагическая судьба Левши- человека, наделённого талантом, но не имеющего даже собственного имени,- противопоставлена истории приехавшего вместе с ним в Петербург англичанина, заботливо принимаемого в английском посольстве. « У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина » Представитель другой нации принимает участие в судьбе Левши. Для англичанина русский оружейник, в первую очередь, -человек! Умирая, Левша «одно только мог внятно выговорить» - чтобы ружья кирпичом не чистили, а то «храни Бог войны, они стрелять не годятся». Качества главного героя - патриотизм,- талант,- усердие,- настойчивость,- целеустремлённость,- неприхотливость,- скромность,- трудолюбие. Итоги Чем последняяглава отличается от остальных?Это эпилог. Он отличается от сказа по стилю: это речь автора, его реплика по поводу темы сказа.Какова её основная мысль?Автор сожалеет о тех славных временах, когда работали такие мастера, как левша. Высказывает убеждение в том, что машины только губят «артистическую удаль», и ценит то, что нынешние работники вспоминают о старине «с гордостью и любовью».Какое впечатление произвёл на вас сказ Н. Лескова? Трагическая судьба русского гения В России гениальный Левша, его удивительный дар, мастерство никому не нужны. Всё содержание сказа говорит о том, что правители отчуждены от народа, пренебрегают долгом перед ним, они привыкли к абсолютной власти и ни перед кем не несут ответственности. Не верховная власть озабочена честью и славой нации, а простые тульские мужики. Они-то и составляют её надежду. Там, где стоит «Левша»,надо читать «русский народ».Н.С. Лесков Домашнее задание 1. Подготовиться к проверочной работе по сказу. 2. Прочитать рассказ Лескова «Человек на часах» (библиотека/Интернет)