Монотипия – основа изображения пейзажа.
Монотипия – основа изображения пейзажа.Чепрова Юлия Вячеславовна учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 16Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное необыкновенном. Дени Дидро
Цели урока:Сформировать понятие о печатной графике, называемой «монотипией», познакомить с новой технологией в декоративно – прикладном творчестве, способами и последовательностью выполнения работы. Расширить знания о пейзаже как жанре в живописи.Развить творческую активность путем создания быстрой и эффектной работы, развитие воображения, трудолюбия, аккуратности, приемы работы красками, развитие мелкой моторики рук ребенка.Воспитать интерес к творчеству, чувство красоты
Задачи урока:Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.Создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира , развитие эмоционально – эстетического отношения к исследуемому предмету, явлению. Сформировать навык работы в технике монотипии.Прогнозируемый результат: интерес к объектам и явлениям окружения, умение применять изученную технику, развитие образной памяти, эстетического восприятия формы, цвета, композиции. Совершенствование мелкой моторики рук ребенка.
Оборудование урока: Для учителя: Примеры выполнения монотипии, как учителем, так и детьми, кисть, акварель , оргстекло, хозяйственное мыло, эпиграф к уроку на доске, презентация к уроку, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Для учащихся: Стекло формата А4 для каждого ребенка, акварельные краски, листы белой глянцевой бумаги , баночки для воды, кисти, хозяйственное мыло. Методы: объяснительно-иллюстративный; самостоятельный.Вид изобразительного искусства: живописьТема коллективной работы: Составление фантастических пейзажей для украшения интерьера.Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.Тип и вид урока: урок-изучение нового материала, беседа, практическая работа.
План урокаОрганизационный этап урока. Сообщение темы и целей урока.Этап актуализации субъективного опыта учащихся.Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.Этап применения изученного материала(творческая деятельность учащихся). Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами.Физкультминутка.Этап контроля и самоконтроля.Этап подведения итогов урока.Этап рефлексии.
Монотипия (от «моно» - один и греч. «типос» — отпечаток, оттиск, касание, образ...) – техника, целью которой является получение оттисков. Каждый оттиск неповторим и уникален, так как в создании монотипии достаточно большую роль играет фактор случайности. Существует множество различных техник монотипии, самая простая из которых – нанести на бумагу или стекло какое-либо изображение, а потом накрыть сверху листом бумаги и плотно прижать. На верхнем листе получится искомый оттиск. Плюсы монотипии заключаются в том, что для ее изготовления не нужно уметь рисовать. Все, что потребуется – немного терпения и, конечно же, вдохновение. Процесс изготовления одной монотипии занимает мало времени, а вот результат будет радовать еще долгое время.
Шаг 1: готовим материалы.Для изготовления монотипии понадобится: мелованная (то есть глянцевая, скользкая на ощупь) бумага, большая круглая беличья кисть, стекло, акварель, вода. Бумага и стекло могут быть любого размера. Бумага также может быть и простой, но в таком случае эффект получится намного хуже. Шершавую (например, акварельную) бумагу использовать не рекомендуется.
Шаг 2:наносим краску на стекло.
Стекло должно быть полностью закрыто. Чем плотнее будет слой краски на стекле, тем ярче и четче получится монотипия.
Шаг 3 Накрываем стекло с краской листом бумаги А4, плотно прижимаем, проводя рукой сверху вниз. Затем очень аккуратно, чтобы не побежала акварель, переворачиваем стекло с бумагой стеклом вверх. Должно получится вот так:
Шаг 4: доработка. Можно наложить стекло с краской на непропечатавшиеся места еще раз, добавить эффектов. При желании также можно дорисовать монотипию вручную, чтобы довести до какого-либо конкретного образа.
Шаг 5: поскольку белые края выглядят не очень эстетично, их можно обрезать. Но только после того, как монотипия высохнет. Ни в коем случае нельзя пытаться ускорить процесс сушки; фен категорически не приветствуется - бумага свернется. После того, как монотипия просохнет, ее можно прогладить утюгом – через тряпку и с изнаночной стороны. Ну, вот и все.
Работа готова. Хочется сказать напоследок: первая монотипия никогда не получается. Это как тот первый блин, который всегда комом. Нужно прочувствовать технику, и тогда сам собой появится ваш неповторимый стиль. Успехов!