Презентация на тему:«Применение дидактических пособий и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов, анализа и синтеза, автоматизации, дифференциации поставленных звуков с акустически близкими»


«Применение дидактических пособий и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов,анализа и синтеза, автоматизации, дифференциации поставленных звуков с акустически близкими» Дидактические наглядно- демонстрационные пособия - это одна из форм практической речевой деятельности носящая познавательный характерИспользуя на занятиях дидактические пособия, мы активизируем у ребенка способности оперировать своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Доказано на нашем опыте, что с помощью пособий дети охотнее, легче и быстрее, а часто и незаметнее для себя усваивают правильное произношение звуков. Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза: Выделение гласного звука из ряда звуков; Выделение согласного звука из ряда звуков; Выделение первого гласного звука в слове; Выделение первого согласного звука в слове; Выделение последнего согласного звука из слов; Определение места гласного звука в слове; Определение места согласного звука в слове. Задания для узнавания звука: Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук. Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук. Придумай слово, которое начинается с заданного звука. А также: «Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук»С«Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук»РЗадания для узнавания звука: Игра «Поезд» Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.СИгра «Закрой фишкой»Дети определяют место звука в слове (начало, середину или конец) и соответственно закрывают первую, вторую или третью клетку.ЗЗадания по определению места звука в словах:

Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности: Односложных слов, состоящих из обратных слогов (уп); Двусложных, состоящих из двух гласных (ау); Односложных слов с закрытыми слогами (кот); Двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы); Двусложных без стечения согласных (ноты); Двусложных с закрытым и открытым слогом (утка); Многосложных (кумушка); Односложных со стечением согласных (квас, бант). Задания на определение последовательности, количества звуков в слове и моделирование слова:лисаГласный СогласныйТвердый СогласныйМягкий Гласный








Задания по выделению звуков в слове и моделированию слова:к о тГласный СогласныйТвердый СогласныйТвердый





Задания по выделению звуков в слове и моделированию слова:сажаСогласныйТвердый СогласныйТвердый Гласный Гласный




Задания на определение последовательности звуков и количества в слове :


Осторожность и постепенность этого процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала: Переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог — закрытый слог — звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком). Слоги со стечением согласных (спа, ста, ска). Затем к словам с данным звуком, предложениям. А в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Конечная цель этапа автоматизации - достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи Упражнения по произнесению слогов и слоговых сочетаний:са - саса - саса - саса - саса - са - саса - са - саса - са - саса - са - саса - са - саса - са - са




Задания на автоматизацию звуков в словах: Игра «Подбери слово» Педагог говорит предложение, а дети договаривают предложение словами, в которых есть заданный звук (например, С).Мама купила: самовар,сундуки,санки.салфетку,столы.посуду, Грузовик привез:







Задание по автоматизации звука в словах:Игра «Придумай новое слово» Дети составляют новое слово по первым звукам других словк аш а

Задание на автоматизацию звуков в словах:Игра «Что делают?» Дети должны подобрать общее слово к двум словам, так чтобы в нем был заданный звук «Р». Собака , кошка Дерево, цветы- Что делают? - Что делают? (Растут) (Прыгают)





«Рассмеши Несмеяну» «Несмеяна сидит высоко. До нее очень далеко. Но мы построим мостик. Выложим бревнышки моста - картинки со звуком «С» по правилу: «Сначала идут бревнышки – слова из одного слога, потом из двух слогов, потом из трех».Задание на автоматизацию звуков в словах:
Теперь, взобравшись к Несмеяне по нашему мостику, мы ее будем смешить. Для этого вы должны назвать любую картинку 5 раз, с различной интонацией. Задание на автоматизацию звуков в словах:«Рассмеши Несмеяну»









fill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.on Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях: Игра «Кто умеет?…» Дети подбирают слова к действиям. Игра «Что умеет делать? …» Дети подбирают действия к словам. - Кто или умеет летать? МычатьЖеватьМолоко давать - Что умеет делать корова?


Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях: Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» Дети согласовывают существительное с прилагательным.Сияющее ТеплоеЛасковоеДоброе Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Дети согласовывают существительное с местоимением.Моя СобакаСумка-Солнышко какое? -О ком или о чем можно сказать «моя»?





Игры и упражнения на автоматизацию звуков в предложениях: Игра «Чего не бывает?» Дети выбирают картинку, с которой придумывают предложение, объясняя без чего не бывает этого предмета. В слове должен быть заданный звук. Игра «Из чего сделан предмет?» Детям предлагаются две стопки картинок. Нужно взять из первой стопки картинку и выбрать из второй стопки подходящую ей, а потом составить предложение.- Не бывает самолета без хвоста.- Сосиски сделаны из мяса.- Суп приготовлен из овощей.



ЗА-ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА Здесь привязана коза. ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ, ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ. Мало травки у козы.ЗУ-ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ-ЗУОтвязали мы козу.ЗА-ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА Залезает в сад коза.ЗУ-ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ-ЗУ Привязали мы козу.ЗА-ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА Здесь привязана коза…(начинай сначала)Игры и упражнения на автоматизацию звуков в чистоговорках:






Игры и упражнения на автоматизацию звуков в загадках и стихотворениях:Ужбежал кривойНи одной не топал Уж.ножкой. Он бы топнул, да не мог, Потому что был без ног. дорожкой,




Игры и упражнения на автоматизацию звуков в загадках и стихотворениях:Мы у нашего крыльца Посадили - Три берёзки – тонконожки Встали рядом уУпражнение «Подбери рифму» деревца. дорожки.


Игры и упражнения на автоматизацию звуков в самостоятельной речи:Котята У маленьких котят открылись глаза и прорезались зубки. Малыши первый раз вылезли из корзинки. Один залез под шкаф. Другой заполз под кровать. Под кроватью стояли сапожки Зои. Пушистый котёнок залез в сапог и крепко заснул.
Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. Игры и упражнения на дифференциацию звуков в слогах:со - шоса -шасу - шусы - шышо - соша -сашу - сушы - сы



Игры и упражнения на дифференциацию звуков в словах:Том Дом Миска Мишка Суп Зуб





Игра «Необычные цветы »Игры и упражнения на дифференциацию звуков в словах: Детям предлагаются картинки с разными звуками. Нужно выбрать картинки со звуками «Ж» и «З» и разложить по лепесткам цветов.


«Логопедическая работа осуществляется преимущественно в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих, таким образом, прекрасным средством совершенствования его речи» Хватцев М.Е. Спасибо за внимание!