Использование проектной методики для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся
«Использование проектной методики дляразвития творческих и коммуникативныхспособностей учащихся на уроках английскогоязыка»Выполнила учитель английского языка МОУ среднейобщеобразовательной школы 23Нагорская Наталья Владимировна
«Известно, что метод всегданаправлен на определённуюцель и должен быть адекватенэтой цели, т.е. способеннаиболее эффективно достигать её…»При всём многообразии современных педагогических технологий,которые направлены на реализацию личностно – ориентированногоподхода, большой интерес представляет проектное обучение,являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитиеличности учащегося. Сущность проектной методики в цели занятий испособах ее достижения, которые определяются самими учащимисяна основе их интересов, индивидуальных особенностей испособностей.
Основная цель обучения иностранному языку – речевая деятельность,в которой языковая система является средством ее реализации. Уучителя иностранного языка возникает педагогическая ипсихологическаяпроблема формирования и сохранения уже существующейшкольника потребности общения на иностранном языке и познаниясредствами этого языка личностно значимой действительности, т.е.общий принцип, на котором базируется метод проектов, заключается вустановлении связи учебного материала с жизненным опытомучащихся.
Применение проектной методики повышает интерес учащихся поизучениюиностранного языка путём развития внутренней мотивации при помощиизменения традиционной схемы взаимодействия учитель-ученик,субъект-объект на схему сотрудничества субъект-субъект. Такоесотрудничество и взаимодействие является мотивирующим факторомобучения.Проект - уникальная возможность учащимся выразить свои личныеидеи в любой удобной для них форме: изготовление афиш, объявлений,интервью (с оформлением), демонстрация моделей с комментариями,составление планов, карт, иллюстраций.
В процессе такой работы ответственность за обучениевозлагается на ученика как на индивида и как членапроектной группы. Самым важным является то, что ребёнок,а не учитель определяет, что будет содержать проект, вкакой форме и как пройдёт его презентация.
Хочу поделиться своим опытом применения проектнойметодики.Учебник «Миллениум» предлагает такую работу. Всёзависит от уровня подготовки учащихся, их творческогопотенциала, активности, умения сотрудничать.Вариативность деятельности на уроке предполагаетиндивидуальную, парную и групповую формы работынеобходимы различные варианты тем и типовупражнений. Что касается текстов, то это могут бытьрассказы, диалоги, письма, таблицы, описания, схемы,карты, комиксы и др.
Грамматика английского языка пожалуй одна из проблем при созданиитакой работы. Но так как главная задача- научиться пользоватьсяиностранным языком, школьникам предлагается множествовозможностей применить пройденные грамматические структуры иявления.Получение удовольствия - одно из главных условий эффективностиобучения, поэтому учебный процесс можно включать игры, шутки,загадки и т.д. При создании проекта ребятам предоставляетсявозможность думать, говорить о себе, своей жизни, интересах и т.д.В отличие от обычной работы проектная работа выходит за пределыкласса. Полномасштабный проект состоит из трёх этапов: планирование вклассе, выполнение проекта (сбор информации), возвращение в класс(оформление) и завершающий этап- презентация проекта.Способ презентации зависит от вида конечного продукта: будь тосхема, брошюра, видеопоказ или устная презентация. Польза для учащихся очевидна.
С большим удовольствием побывала я на «Конференции шаги в науку» (на презентации проекта «Русские слова в английском языке» в 10 классе). Все «коллеги» были из разных англоговорящих стран мира и представляли «лучшие исследования и разработки своих стран». Конференция (презентация) проходила в форме круглого стола. Сама же я была председателем «Круглого стола». Приятно, что лучшая работа «Русские слова в английском языке» была представлена на школьной научной конференции и на городской конференции «Шаги в науку»
С большим энтузиазмом работал седьмой класс (групповая работа) надпроектом«Космический город или станция», ведь работая вместе учащимсяпришлось показывать лучшие качества друг друга. Все хотели быть лучшими архитекторами и дизайнерами своих проектов. Были нарисованы рисунки с лучшими космическими станциями. Думаю, что данная тема имеет хорошую воспитательную ценность, ведь это в какой-то мере заставило класс сплотиться и задуматься о своих личных качествах и качествах друг друга.
Думаю что еще одним не маловажным фактором творческой работы является отсутствие жестких рамок при выборе тем. Не смотря на то, что учащимся предоставляется на выбор 2-3 темы у них всегда есть право придумать свою тему (естественно близкую представлениям).Работа над проектом «Идеальный образ моего друга» в 8 классе поразило оригинальностью мыслей в чём-то заставило задуматься и меня. Далее мы с ребятами организовали целый открытый урок «Модный приговор»
При проведении недели английского языкаобязательно включаю в неё конкурс на лучшийпроект по определенной теме. В частности, однойиз тем была «Спорт». Участие принимали учащиеся 10 классов. Ребята 11 класса собирали информацию о лучших художниках современности. В итоге на выставке проектов можно было увидеть лучшие проекты 10-11 классов, которые мы показали на открытом уроке в 10 классе «Спорт».
Презентация с применением мультимедийного проектора воспринимается учащимися легко и непринужденно, где они мгновенно могут перенестись в любую обстановку, оказаться в любой ситуации одной из таких презентаций была в 11 классе по теме «Мой любимый художник».
«Никто не утверждает, что проектнаяработа поможет решению всехпроблем в обучении иностранногоязыка, но это эффективное средствоот однообразия и скуки, оноспособствует развитию учащегося,осознанию себя как члена группы,расширению языковых знаний.Проект – это также реальнаявозможность использовать знания,полученные на других предметах,средствами иностранного языка»Т.В. Душеина.