Презентация по экономике на тему Рынок и законы его функционирования
Рынок и законы его функционированияПлан.Понятие рынка. Классификация рынков.Спрос. Закон спроса.Эффекты и парадоксы закона спроса.Предложение. Закон предложения.Неценовые факторы, влияющие на уровень спроса и предложения.Рыночное равновесие.
СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОБМЕНА
Рынок – это сложная система отношений между покупателями и продавцами, основанная на децентрализованном механизме изменения ценовых сигналов.Условия возникновения рынкаобщественное разделение трудаэкономическая обособленность производителейсамостоятельность производителя
КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВВ зависимости от условий продажи товаров различают рынки:прямой или непосредственной продажи товаров потребителям;косвенной или опосредованной продажи.В зависимости от степени вмешательства государства в процесс продвижения товара от производителя до конечного потребителя различают рынки:нерегулируемый рынок;регулируемый или частично регулируемый;централизовано управляемый.
по экономическому назначению объектов:рынки благ и услуг;рынки средств производства;рынки ценных бумаг;рынки рабочей силы;рынки валюты и т.д.по видам субъектов рыночных отношений:потребительский рынок;рынок товаров промышленного назначения;рынок государственных учреждений;рынок оптовой торговли.по уровню насыщения товарной массой:дефицитный рынок;равновесный рынок;профицитный рынок.по широте охвата:локальные;национальные;международные.по соответствию законодательству:легальные рынки;нелегальные рынки.по степени зрелости рыночных отношений:развитые рынки;формирующиеся рынки.
Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести данный товар по данной цене. Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре.Закон спроса: при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше – при их повышении. 𝑸𝒅 = f 𝟏𝒑 , где𝑸𝒅 - величина спроса;р – величина цены.
Эффекты закона спроса«эффект роста выгоды» - покупатель на ту же сумму денег может купить больше данного товара и получить больше полезности или выгоды, чем раньше«эффект дохода» - снижение цены позволяет приобретать данного товара больше на прежнюю сумму расходов«эффект замещения» - подешевевший товар «делает» другие товары относительно более дорогими, хотя их цены и не менялись
Парадоксы закона спросаПарадокс №1. Повышение цены сопровождается ростом спроса. Парадокс №2. Снижение цены стимулирует падение спроса. Парадокс №3. Устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие товары.
Предложение – количество товара, которое могут и желают произвести и продать производители и продавцы по данной цене при определённых условиях.Закон предложения: если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цены и меньше – при ее понижении. 𝑸𝒔 = fp, где𝑸𝒔 - величина предложения;р – величина цены.
Неценовые факторы, влияющие на уровень спроса.изменение предпочтений потребителей (мода, забота о здоровье, изменение социального статуса)число покупателей (их увеличение приводит к росту спроса, а уменьшение – к падению)изменение величины доходов покупателей
Неценовые факторы, влияющие на уровень предложения.цены на ресурсы, используемые в производстве товаровдостигнутый уровень технологии производствацены на взаимозаме -няемые товарычисло продавцов (их увеличение приводит к росту предложения, а уменьшение – к падению)государственные налоги и дотации
Рыночное равновесиеСогласно закону спроса, поведение покупателя зависит от цены предложения, по которой продавец предлагает свой товар. Цена предложения – начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, которую намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют «ценой равновесия», поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать товар (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить товар (по более высокой цене покупка убыточна).
Контрольные вопросы1. Дайте определение рынка. Какие условия необходимы для развития рыночных отношений? Приведите примеры. 2. Укажите отличительные черты рынков прямой и косвенной продажи, какие рынки в большей степени предназначены для продажи потребительских товаров, а какие – для продажи факторов производства? Докажите.3. Как классифицируют рынки по значимым признакам? Приведите примеры.4. Сформулируйте закон спроса. Какие Вы ощутите выгоды от снижения цены на товар, как потребитель? 5. Как звучит закон предложения? Перечислите дополнительные факторы, влияющие на изменение предложения товаров.6. Объясните, что собой представляет равновесная рыночная цена. Почему она так называется и как она формируется? 7. Что собой представляют основные участники рынка? Как они взаимосвязаны между собой? 8. Как классифицируют рынки по объектам продаж? Приведите примеры факторов производства, предметов потребления и пр.