Обобщение опыта «Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе»
Эльтонская муниципальная средняя общеобразовательная школа Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе(из опыта работы)Опыт обобщилаКочергина Татьяна Александровна,учитель географииЭльтон 2007 I. Информационно – справочные сведения об опыте. - Длительность функционирования опыта: с 2003 года- Место функционирования опыта: Эльтонская мсош- Наличие новизны опыта: рационализаторский- Какими материалами представлен опыт: - Данный опыт представлен настоящим описанием- Следующими информационно-методическими модулями 1. Урок. 10 класс «Экологическая проблема человечеста». 2. Урок-суд. 6 класс «Охрана вод Мирового океана» 3. Урок. 9 класс «Металлургический комплекс» 4. Методика работы на остановке «Биоразнообразие горы Улаган» Эколого-туристической тропы «Улаган – прошлое и настоящее» 5. Материалы лекции «Древесная растительность Волгоградской области» 6. Внеклассное мероприятие «Землянам чистую планету» 7. Ток-шоу «Экоквартира» 8. Сказка «Теремок» на новый лад 9. Материалы для бесед на темы: «Первоцветы» «Международный день отказа от курения» «Международный день мобилизации против угрозы ядерной войны» «Международный день борьбы со СПИДом» «Дефицитная вода» «День защиты прав человека» II. Технологические сведения об опыте. 1. Актуальность опыта.Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей находилась в противоречии с сохранением природной среды. Человек научился добывать металлы и ископаемое топливо, перегородил плотинами реки и на месте бескрайних лесов проложил дороги, построил заводы. Человечество было так увлечено развитием своего экономического могущества, что не заметило, как в реках и морях стала погибать рыба, отравленная промышленными стоками, как стали исчезать леса и ценные виды животных. Воздух в городах стал грязным из-за автомобильных выхлопных газов, дыма заводов и тепловых электростанций. Люди задумались о том, как сохранить свой дом – Землю. Одна из причин этой экологической катастрофы кроется в незнании основных законов природы. В природе все взаимосвязано, поэтому началом решения проблемы является необходимость экологического воспитания учащихся. II. Технологические сведения об опыте. 2. Ведущая идея опытаВоспитание экологической культуры учащихся на уроках географии и во внеклассной работе. II. Технологические сведения об опыте. 3. Педагогические задачи, решаемые в опыте- Формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих стремление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.- Развитие личностных качеств учащихся, формирование у них экологически значимых стереотипов поведения и осознание природоохранных идеалов.- Развитие умения оценивать свое воздействие на окружающую природную среду с точки зрения не только своего благополучия, но и гармонии взаимоотношений в системе «природа и общество». III. Технология опыта. IV. Результативность опыта - успеваемость и качество по предмету2003/04г. – 93,7% успев. 50,3% кач.2004/05г. - 97,8% успев. 45% кач.2005/06г. - 97,9% успев. 46% кач.- результаты итоговой аттестации:2003/04г. – 100% успев. 90% кач.2004/05г. - 100% успев. 100% кач.2005/06г. - 100% успев. 100% кач.- 2 место на районной олимпиаде по географии в 2005 году– Симакина Нина, ученица 10 класса, участвовала в зональной олимпиаде по географии.- 3 место на районной олимпиаде по географии в 2006 году – Утешкалиев Балнур, ученик 10 класса, участвовал в зональной олимпиаде по географии.- С 2001 года под моим руководством учащиеся занимаются в факультативе «Изучение родного края», на занятиях которого прививается любовь к родному краю и воспитывается экологическая культура. Ученики являются участниками, победителями и призерами школьных, районных, областных конкурсов и выставок и олимпиад.2004 г. -Районные экологические чтения по теме «Люби и знай свой край родной» (Мыцикова Л. – 1 место)2003-04 г. – Участие в работе Полевых школ «Живая планета» (дипломы за участие)2004 г. – участие в фотоконкурсе Природного парка «Эльтонский» «Мы и природа» (Даулетова С. – 2 место)2005 г. – районный конкурс «20 век без СПИДа» (коллективная работа учащихся – 2 место)2005 г. – областной конкурс, посвященный 60 летию Победы в Великой отечественной войне, «Городские и сельские парки – прошлое и современность» - работа «Охрана орнитофауны на территории природного парка «Эльтонский» (Рыщева Джамиля – диплом за участие)2005 г. – областные «Молодежные ботанические чтения – 2005» (работа «Состояние живокости пунцовой и лука голубого на территории Природного парка «Эльтонский» - Комарова И. – 3 место)2005/ 06 уч. год – 2 место в районной олимпиаде по географии (Симакина Н.)2005 -06 г.г. – участие в районных педагогических выставках (эколого-туристические тропы «Улаган – прошлое и настоящее», «Степная аптека Приэльтонья»). V. Перспективы развития опыта. Экологическое воспитание учащихся обучающихся на уроках географии и внеклассной работе будет продолжаться в течение последующих лет. Потому что экологическое воспитание процесс непрерывный и актуальный в настоящее время.Планируется проведение следующей работы в рамках данной проблемы:- дальнейшая разработка тем по изучению географии своей местности.- внедрение информационных технологий в процессе преподавания географии.- подготовка и использование методических разработок по географии на основе Сборника материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области.- совершенствование методов работы учащихся на экологических тропах по проведению исследований мониторинга состояния редких растений Приэльтонья.