Презентация к уроку Образ Петербурга в повести Гоголя Невский проспект


Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя«Невский проспект» «Петербургские повести» — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов. В сборник входят повести:Невский проспектНосПортретШинельКоляскаЗаписки сумасшедшего Гоголю покорилась наконец петербургская тема. Повести, различные по сюжетам, тематике, героям, объединены местом действия – Петербургом. Но для писателя это не просто географическое пространство. Он создал яркий образ – символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. Главная улица Петербурга - Невский проспект, протянувшаяся от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры является главным объектом изображения в одноименной повести. Начинается произведение закономерно - с описания самого проспекта: "Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы!" Далее же следует описание того, как Невский проспект меняется с раннего утра до поздней ночи. "Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих". В "Невском проспекте" мы видим, что Н. В. Гоголь показывает жизнь города через быт его населения: "это и русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии бы был обмыть", и сонный чиновник, и гувернеры всех наций, которые превращают Невский проспект в двенадцать часов в "педагогический Невский проспект". Тут же Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, "одетой в гранит", а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И носителями этих самых разнообразных характеров являются люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту. Петербург Н. В. Гоголя - город двойного бытия. С одной стороны он "аккуратный немец, больше всего любящий приличия", деловитый, суетливый "иностранец своего отечества", с другой - неуловимый, манящий затаенной загадкой, город неожиданных встреч и таинственных приключений. Таким образом, создается облик города гнетущей прозы и чарующей фантастики. Н. В. Гоголь воспринимает Петербург со стороны быта; архитектурная сторона перестает быть доминирующим элементом при характеристике города. Не ощущая красоты масс и линий, не понимая их языка, Николай Васильевич, однако, умел живо поддаться очарованию своеобразной красоты города, создающейся благодаря действию природы и освещению. Н.В. Гоголь понимал красоту Невского проспекта "в свежее морозное утро, во время которого небо золотисто - розового цвета перемежается со сквозными облаками, поднимающихся из труб дыма". Заканчивая повествование, автор предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»