Презентация по физике. Практикум по решению нестандартных задач повышенной сложности ЕГЭ
Практикум по решению нестандартных задач повышенного уровня сложности ЕГЭ по физике.Ефремова С.Н. учитель физикиМБОУ СШ №1г. Лукоянов 27.03.17г
Ах, как физика сложна,Не сказать словами!Но зато всегда онаБудет рядом с вами.Цель преподавания физики в старших классах: - подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, знающих процедуру экзамена, понимающих смысл предлагаемых заданий, умеющих правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий, умеющих распределить общее время экзамена на все задания, имеющих собственную оценку своих знаний и умений. Именно такого ученика и надо подготовить, организуя уроки, элективы, факультативы, домашнюю работу и консультации!
Проблемы:Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. (физика требует высокого уровня математической подготовки)В последние годы в старших классах обычной непрофильной школы количество часов, отводимых на физику, сокращается, а объем программы остается прежним.Поздняя ориентированность в выборе предмета самих учащихся. Решение проблем: Разработка учителем индивидуальных планов, в которых предусмотрены индивидуальные и групповые тематические внеурочные занятия, а так же применение дифференцированного подход к данной категории учащихся непосредственно в урочной деятельности.
Методика:Этап 1. Систематизация теоретического материала.Этап 2. Решение задач базового уровня. Этап 3. Решение задач повышенного уровня.Этап 4. Решение задач повышенного уровня на соответствие. Этап 5. Решение задач высокого уровня второй части.Этап 6. Решение вариантов ЕГЭ и выработка стратегии выполнения заданий на экзамене.
Особенности ЕГЭ 2017гВ этом учебном году произошли изменения в структуре и содержании ЕГЭ по физике. Исключены задания с выбором ответа. Больше предлагается расчетных задач повышенной сложности. Такие задачи требуют от учащихся хороших знаний по математике, ясного понимания основных законов физики, подлинного творческого умения применять эти законы для объяснения механизма протекания физических явлений. Учащиеся должны уметь заменять реальную ситуацию её физической моделью. Использование метода построения физической модели ситуации при решении задач развивает логическое мышление, что позволяет успешнее справиться с ЕГЭ по физике.
Единый государственный экзамен по физике включает в себя задачи базового, повышенного и высокого уровня сложности. Порой условие задач повышенного и высокого уровня сложности представлено каким-либо сюжетом, в котором очень сложно выделить протекающее физическое явление.
Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации. На пример:1. Широкое информирование учащихся о порядке проведения ЕГЭ, содержании КИМов, правильном заполнении бланков.2. Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках через включение аналогичных заданий, задач из пособий по подготовке к ЕГЭ, задач открытого банка заданий; 3. Проведение контрольных работ в формате ЕГЭ;
4. Организация подготовки учащихся к ЕГЭ через работу элективных курсов и факультативов;5. Проведение мероприятий по подготовке к ЕГЭ в рамках недели физики в школе; 6. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов;7. Организация тренировочных работ в формате ЕГЭ по материалам СтатГрад.8. Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач второй части;9. Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ;
Так задача В 28 является качественной задачей повышенной сложности на объяснение физических явлений в конкретных ситуациях. Эта задача вызывает большие трудности у учащихся, связанные с тем, что необходимо логично выстроить ответ, объяснить физическое явление, описанное в условии задачи. При этом надо владеть научной терминологией.
Как научить школьника разбираться в условии задачи и находить те самые законы, которые описывают происходящие в задаче явления? Как показывает практика и результаты ЕГЭ по физике, умением решать сложные, нестандартные задачи овладевают лишь некоторые учащиеся в силу своих природных способностей и трудолюбия. Большинство же школьников даже не преступают к решению задач повышенной и высокой сложности при сдаче ЕГЭ.
Работа с учащимисяСамое трудное в подготовке к ЕГЭ— это как раз научиться решать нестандартные физические задачи. Где нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
В содержании таких задач описываются физические явления в конкретных ситуациях. Поэтому необходимо научить учащихся переводить описание физического явления в заданной ситуации на физический язык: объект, о котором идет речь в задаче заменять идеализированным объектом, а его свойства, воздействие на него другого объекта, условия при которых происходит это воздействие выражать на языке физических величин. Другими словами, нужно научить учащихся составлять физическую модель ситуации задачи.
Задача В 28.Стеклянный сосуд, содержащий воздух с относительной влажностью 50% при t=30* С плотно закрыли крышкой и нагрели до t=50*C Опираясь на законы молекулярной физики, объясните, как изменяется при этом парциальное давление водяного пара и относительная влажность воздуха в сосуде.
Возможный вариант решения.
Критерии оценивания.
Критерии оценивания.
Критерии оценивания.
Для В 28. Задача №1. Термодинамика.Для В 29. Задача №4. Законы сохранения.Для В 30. Задача №1. Тепловые процессы.Для В 31. Задача №5. Магнетизм.Для В 32. Задача №7. Законы фотоэффекта.Критерии СтатГрад 2014- 2016 год.
Интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ по физикеДистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф, http://reshuege.ru) создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». http://phys.reshuege.ru/На данном сайте размещены КИМ 2004-2012, дан открытый сегмент заданий, находится перечень изданий, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ.http://fipi.ru/Здесь приведен анализ выполнения заданий разных типов по основным темам, указаны элементы знаний, проверяемых в части А, В и С по основным разделам, приведены примеры заданий, вызвавших наибольшие затруднения, произведен разбор этих заданий.Размещен перечень учебников, справочных материалов, тестов, демонстрационные версии разных лет.http://fizkaf.narod.ru/study.htmРазмещены тесты для подготовки к ЕГЭ по физике с ответами, разбор решения задач по ЕГЭ, результаты ЕГЭ, демонстрационные версии.http://catalog.ctege.org/podgotovka/fizika/
Интернет ресурсы.На данном сайте предоставляется возможность выбрать, прочитать и выполнить задания, составленные по материалам ФИПИ.http://www.alleng.ru/d/phys/phys191.htmПосетив данный сайт вы сможете пройти пробное тестирование по предмету, оценить уровень своих знаний и готовность к сдаче ЕГЭ.http://www.gotovkege.ru/tests.htmlПриведены демонстрационные варианты разных лет с решениями.http://www.fizikaege.ru/disk.htm
ФизикаФизика. Получить макс. балл ЕГЭ Ханнанов.pdf10 МБФизика. Эксперт. Кабардин О.Ф. и др. ЕГЭ-2016.pdf6 МБДемидова М.Ю. ЕГЭ-2017. Физика. 30 экзам. вариантов.pdf28 МБГромцева О.И. 2017 ЕГЭ. Физика. Высший балл.pdf9 МБМонастырский Л.М . Физика ЕГЭ. Все разделы 2016.pdf4 МБМонастырский.Физика. 25 трениров. вариантов.pdf5 МБФизика. Новый полн. справ. для подг. к ЕГЭ Пурышева Н.С, Ратбиль.pdf63 МБФизика. Подготовка к ЕГЭ. 20 тестов по новой демоверсии..pdf3 МБФизика. Подр. ответы на зад. ЕГЭ. 10-11кл.Касаткина И.Л.pdf4 МБДЕГЭ 2017 Демидова физика 1000 задач.pdf11 МБФизика. Подготовка к ЕГЭ. 20 тестов по новой демоверсии..pdf3 МБЕГЭ 2017 физика 25 вариантов.pdf9 МБЕГЭ 2017 физика. Тематические тестю задания. Лукашева..pdf7 МБ