Презентация Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности 
 МКОУ Воскресенская СОШУчитель начальных классов         первой категорииМатвеева Нина Николаевна «Творчество учителя должно быть постоянным, неистощимым, и это не подвиг, а норма педагогического труда» Тема презентации«Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников» 
                        Условия формирования личного вклада  в развитие образования Технические условия:современные компьютеры;программное обеспечение;мультимедиа оборудование Организационно – педагогические условия:Выступление на педсовете школы, РМО и ШМО;публикации в интернете;творческая группа;участие в районной педагогической  конференции;родительское собрание;мастер-класс;участие в районном семинаре учителей начальных классов,внеурочная деятельность и воспитательная работа.      На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Поэтому, чаще всего на уроках литературного чтения, я стараюсь в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности  (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Теоретическое обоснование Технология продуктивного чтения – формирование типа правильной читательской деятельности (Наталья Николаевна Светловская)     50-80 гг)  Образовательная система     «Школа 2100»  Авторы: Бунеева Е. В. и Бунеев Р.Н. и др. «Методика развития творческого чтения»   Ирина Ивановна Тихомирова Приемы развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП) (И. О. Загашев) Цель и задачи педагогической деятельности   Цель  — воспитание, выращивание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления.       Задачи:    - формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;    - научить  осмысленно читать и получать удовольствие от литературы как искусства слова;    -узнавать новое о литературе, книгах, писателях, чтобы выбирать интересное для себя;     - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении и извлекать из текста интересную и полезную информацию;     -создавать устные и письменные тексты. Включение учащихся в собственный исследовательский поиск  на уроках чтения, а также внеурочной и внеклассной работе через технологию формирования правильной читательской деятельности«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".                                                                   (К. Д. Ушинский ) Суть данной технологии: «Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний. Обучать на основе учебных ситуаций, предусматривающих решение этих проблем. Учить читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом. Овладевать смысловым чтением. Развивать у детей  способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного. Совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг».                   «Не мыслями надобно учить, а мыслить.»                                                                                             Э. Кант.                                                                                    Деятельностный аспект Суть   системно-деятельностного   подхода – развитие   личности учащегося  на  основе  освоения  универсальных  учебных действий. (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных)Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих   детское  действие. Ради чего учить?Ценности образования Чему учить?Обновление содержания образования . Урок: комбинированный, сообщения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков, обобщающий, коллективного творчества, библиотечный урок, урок индивидуального творчества. фронтальная групповая парная индивидуальная Деятельностный аспект Типы и формы уроков Формы работы Контроль и оценка:1.Рабочий журнал учителя  ( таблицы   требований)2.Дневники школьника3. Алгоритм правила             «Самооценка» Урок – исследования, урок – игра, урок – экскурсия,урок –путешествие,урок-спектакль ,урок- сказка ,урок-шоу,Урок-викторина,урок- утренник и др. 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста  до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999 г.)Цель - понимание текстовАлгоритм - три этапа работы с любым текстом:       Методические приемы организации  продуктивного     чтения Отсроченная отгадка. В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.  Задай вопрос.    Составь задание. Ученик задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.        «Кубик       Блумба» На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет куб.    «Драмогерменевтика» Приём   «Пребывание в содержании»Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. «Аналитик»Пометки . Работа выполняется учениками не механически, а творчески.Разные виды работы с текстами. (Памятка для учащихся -52 вопр.) Виды деятельности учащихся, используемые на уроках литературного чтения: Учебные ролевые игры, дидактические игры. Использование художественной и научно-познавательной литературы. Создание проблемных ситуации и обсуждение гипотез.  Экскурсии, наблюдения,рассматривание пейзажей. Сочинение сказок, загадок, стихов,составление       синквейнов,использование РКМЧП. Речевые разминки Творческие задания. Рассказы, диафильмы, рисунки. 
 Методы проектов. Весело играем Работа в группах Внеклассное мероприятие Отгадываем кроссвордыи загадки Мы в театре Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения Результаты УУД Конец года 1 класс(2013-2014 год) 2 класс 2014-2015 год Результатом работы по новой технологии продуктивного чтения является  активное участие и победы моих учеников  в творческих конкурсах школьного, районного, областного и всероссийского уровня. Каждый год  Ц Д библиотека признаёт лучшими читателями  40 % моих учеников  от класса во время летних каникул. В конкурсе чтецов дети всегда занимают призовые места. Мои ученики  посещают театральные кружки при ДЦ и ЦКД, проявляя своё творчество в исполнении главных ролей в спектаклях « Снежная Королева», « Кошкин дом»; активно участвуют в районном празднике « Масленичный разгуляй» и др. Технологию продуктивного чтения можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства, реализующим Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.         Область применения:урок;система уроков;внеурочная деятельность;внеклассные мероприятия. Трансляция результата:публикации в интернете;выступление учеников на конкурсах,в театральных кружках;участие в творческих конкурсах всех уровней; на праздниках («Масленичный разгуляй»). РАССМОТРЕН:на педсовете школы;в творческой группе;на РМО и ШМО. Литература.1. Журнал «Начальная школа Плюс До и после.» 2012 г.№8 стр.3-92.Сайт « Школа 2100»3.Асмолов.А.Т. « Универсальные учебные действия» М. Просвещение»2009 год.4.Образовательные технологии: Сборник материалов.-М.Баланс,2012 г5.Бородин « Учим читать»6.Сметанникова Н.Н. « Подходы и модели обучения чтению и письму»7. Б.В. Бирюков, И.А. Бутенко “Человек читающий”, Москва, 2000.8. Доблаев “Логико-психологический анализ текста”.9.  Доминов Э. «Тренировка памяти».- Лениздат, 2007 г.   Баннова А.Ф. «Развитие оперативной памяти у младших школьников».- Армавир, 2000 г. Андреев О.А., Хромов Л.Н. «Учитесь быстро читать».- М., 1991 г.   Баннова А.Ф. «Обучение младших школьников оптимальному чтению».-Армавир, 2000 г.   Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.- Издательство «Учитель», 2007 г  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2004 г.