Презентация по технологии проблемного обучения, ее методам и видам


Любопытство…С чего все началось.Проблемное обучение как основа развития познавательной активности учащихся. Хохлова Виктория Сергеевна, учитель истории и обществознания,МБОУ «Новодарковичской СОШ» Брянского районадекабрь, 2016 год

Знания – дети удивления и любопытства.Луи де Бройль
Проблемное обучениепостоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления. ПРОБЛЕМА??? задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Необходимым условием выполнения этих заданий является активное использование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение)..



Проблемная ситуация спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. ГЛАВНОЕ: оптимальная последовательность проблемных ситуаций.
ppt_yppt_yppt_y

Причины эффективностибольшая интеллектуальная активность учащегося, вызываемая познавательной потребностью – желанием найти искомое неизвестное, без которого он не сможет решить поставленную задачу.  знания усваиваются как некие общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь при решении широкого класса других задач.

Цели проблемного обучения:Сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.Достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Принципы проблемного обучения:связь предмета изучения с жизнью;принцип дифференциации при решении творческих задач;отбор художественного материала по различным видам искусства, обусловленный возрастными особенностями и возможностями учащихся;личностная значимость изучаемого и сделанного; активное включение обучающихся в изучение различных сторон культуры;принцип единства восприятия и созидания;развитие художественно-образного мышления.Творческое освоение ИКТ при решении художественных задач.




Правила создания проблемной ситуации:Учитель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме.Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым. При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых.В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации.Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения. .



Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации:Анализ проблемной ситуацииформулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителярешение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное) Проверка правильности решения поставленной проблемы Методы проблемного обучения:Можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вила организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:Монологического изложенияРассуждающий ДиалогическийЭвристическийИсследовательскийПрограммирования заданий Виды проблемного обучения:Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и так далее. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и так далее. Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй – на лабораторных, практических занятиях. Третий вид – на уроке и на внеурочных занятиях Проблемное обучение эффективно на уроках истории и обществознания, так как обучающиеся находятся в постоянном поиске информации и могут проявить себя, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Таким образом, обучение «через совершение открытий» позволяет учащимся приобретать знания и познавать мир через собственные открытия. Полученные знания становятся достоянием личности ребенка. При таком обучении от обучающихся требуется напряжение познавательных сил для преодоления трудностей при самостоятельном решении проблем.Проблемное обучение помогает в реализации главной цели работы учителя – сформировать творческую, инициативную, самостоятельную личность, ученика – исследователя и интеллектуала с активной гражданской позицией.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!