Конструирование урока, направленного на формирование универсальных учебных действий


Конструирование урока, направленного на формирование универсальных учебных действий в связи с введением стандартов нового поколения: 1) - уметь проектировать свою деятельность; 2) – творчески реализовывать свой проект в реальном учебном процессе; 3)-рефлексировать свою деятельность. Педагог должен «Основа любой технологии — урок. Если мы хорошо его рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастет»(Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. — 2003. — № 3. С. 21). деятельность характеризуется не столько как методическая особенность обучения, а как обязательное содержание образования школьника: этому учитель должен учить, он должен так строить процесс обучения! В условиях введения ФГОС определение типа урокапостановка целей планирование результатов обучения определение начальных условий выбор метода обучения отбор подходящей организационной формы обученияразработка структуры урока проектирование методов обучения и организационных форм для вспомогательных элементовсодержательное наполнение урокаотбор средств обученияобдумывание организационной схемы урокаподбор или изобретение подходящих приемов педагогической техникиобеспечение имиджа урока. Этапы конструирования урока Признаки Традиционный урок Развивающий урок Цели Ролевая позиция педагогаи стиль его руководстваучебной деятельностью Профессиональная установка педагога Методы Характер организацииучебной деятельности Формы учебных взаимодействияи отношений Контроль и оценка Задание. Сравните традиционный урок и урок развивающего обучения Уровни Типы заданий Развитие психических процессов Репродуктивный Рисунок Воображение Сообщение Устная речь, память Чайнворды, кроссворды, ребусы Мышление, память, внимание Игра “термин – понятие” Память, внимание Частично-поисковый Рассказ с ошибками Внимание, память Составление логических цепочек Внимание, логическое мышление Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) Внимание Исследовательский Путешествие Внимание, память, мышление, воображение Решение географических задач Внимание, логическое мышление Составление образа территории Внимание, память, логическое мышление, воображение Влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся Признаки Традиционный урок Развивающий урок Цели Формирование знаний,умений, навыков. Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации.Формирование целостной системы знаний, УУД и предметных умений и навыков Ролевая позиция педагогаи стиль его руководстваучебной деятельностью Предметно-ориентированная позиция.Преобладают функции:информатора и контролера.Стиль авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива у педагога, инициатива учащихся не культивируется Ориентирован на личность учащегося.Преобладает стимулирующая функция.Стиль демократический, поощряется и поддерживается инициатива учащихся. Профессиональная установка педагога Закрытость. Ориентацияна собственную активнуюдеятельность. Открытость. Ориентация на солидарность и совместную деятельность с учащимися. Методы Информационно -иллюстративные,репродуктивные Методы активного обучения: проблемного изложения, проблемные, исследовательские,рефлексивные. Характер организацииучебной деятельности Деятельность строится посхеме: “знания - деятельность”.Преобладают задания репродуктивного типа, действия по образцу, алгоритму, даваемому педагогом в готовом виде. Цели и способы познания не обсуждаются (как правило). Замысел и смысл учебной деятельности часто бывает закрыт. Деятельность строится по схеме: “ориентировочное знание - деятельность - рефлексия – теоретическое знание”.На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания.Учебные цели и способы деятельности делаются достоянием учащихся, онипринимают учебные задачи, а, следовательно, осознанно включаются в познавательную деятельность. Формы учебныхвзаимодействияи отношений Ведущая форма взаимодействия -подражание, имитация,следование образцам.За учеником закрепленапозиция ведомого на всемпротяжении обучения.Однообразие социальныхи межличностных отношений.Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всемпротяжении обучения. Задания носят личностно или социально значимый смысл.Цели и задачи разрабатываются совместно учителем с обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность.Учащиеся находятся в активной позиции.Они осваивают разные позиции: партнера, руководителя, помощника.Многообразие межгрупповых имежличностных отношений снижает конфликтность.Сотрудничество вытесняетсоперничество, антагонизм, изживается солидарностью. Контроль и оценка Преобладает жесткийконтроль в рамках жесткозаданных правил.Самоконтроль отличается ситуативностью.Мотивация осуществляется за счет“ожидания приговора – оценки учителя, учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного смысла.Преобладает оценка того, чего ученик не знает, а не того, чего он достиг.Оценивается, как правило, результат, а не способ его достижения или анализ “движения” к результату.Эмоциональная составляющая контроля – страх перед оценкой. Преобладает взаимо- и самоконтроль.Преобладает взаимо- и самооценка в группах.Акцент делается на достижениях ученика, а не на том, чего он не знает, не умеет.Контролю подвергается ход деятельности, характер анализа.Вводятся многообразные поощрения для усиления публичного признания достижений.Эмоциональный фон контроля позитивный.