Интеграция дополнительного и основного образования -источник саморазвития и самореализации личности


Филиал МБОУ»Стрелецкая СОШ»в с.Беломестная Криуша Тамбовского района Тамбовской области Интеграция дополнительного и основного образования -источник саморазвития и самореализации личности.Педагог дополнительного образованияНечукина Галина Васильевна МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: Улыбнись! Улыбка украшает детство и почаще применяй это техническое средство…«Учить не мыслям, а мыслить»Иммануил Кант Г.В.Нечукина, 2014 Г.В.Нечукина, 2014 Интеграция дополнительного и основного образования –источник саморазвития и самореализации личности. Посредственный учитель излагает.Хороший учитель объясняет.Выдающийся учитель показывает.Великий учитель вдохновляет.Ульям Артур Уорд. Г.В.Нечукина, 2014 В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, саморазвития и самореализации личности. Дополнительное образование детей стало приоритетным направлением , неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса , что позволяет создать разноуровневую и целостную образовательную систему, решить задачу преемственности содержания различных видов образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся-это актуально Общедоступность и бесплатность дополнительного образования детей является одной из главных гарантий реализации принципа равенства для всех слоев общества. Г.В.Нечукина, 2014 Социальная адаптация, психолого-педагогическая поддержка, продуктивная организация свободного времени, «ситуация успеха» и многое другое, что в полной мере предоставляет система дополнительного образования , неизмеримо важна в жизни каждого ребенка. Чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающей личности, который нынешняя школа не в состоянии удовлетворить в одиночку. Вместе со школой дополнительное образование составляет разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Г.В.Нечукина, 2014 Нормативно-заданные на государственном уровне целевые педагогические требования к условиям и результатам современного школьного образования предполагают внесение дополнительным образованием своего особого вклада в личностные, познавательные, коммуникативные и операциональные составляющие компетентности. Поэтому сегодня особенно важна разработка интерактивной интеграционной модели партнерского взаимодействия, обеспечивающей положительные учебно-дидактические и воспитательные результаты. Именно такую модель я апробирую. Особое внимание здесь хотелось бы обратить на предоставление ребенку возможности обогащать свой индивидуальный социальный опыт, в том числе и за счет расширения своего коммуникативно-образовательного пространства. Г.В.Нечукина, 2014 Дополнительное образование ориентировано: на стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем;является источником саморазвития и самореализации личности;активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;предоставление возможности выбора видов дополнительного образования Глобальная информатизация общества – одна из доминирующих тенденций цивилизации ХХI века. В нашей школе я реализую программу дополнительного образования «Компьютерики», составленную и опробированную мной, рекомендована доцентом кафедры ПДЕМЦ Шильдяевой Л.В. для реализации в общеобразовательных учреждениях. Создание этой программы было вызвано у меня необходимостью. После того как я была членом экзаменационной комиссии на итоговой аттестации по информатике в 9 классе и информатика в нашей школе велась с 8 класса -это недостаточный уровень для подготовки и сдачи ГИА. «Школа хороших манер»[презентация] «Многоликое черчение»- реализация данной программы актуальна, так как в средних специальных и высших учебных заведениях необходимо знания из черчения, а оно исключено из средней школы, развиваются пространственные представления, так необходимые в геометрии: раздел -стериометрия, количество часов в программе сокращено. Г.В.Нечукина, 2014 Использую современные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, учебное исследование, ИКТ , технологию проектного обучения, коллективных творческих дел. Технология учебного исследованияИзвестно, что знания, добытые учеником в процессе исследования, запоминаются лучше и на более длительное время. Использование данной технологии активизирует деятельность ребят, учит их рассматривать проблему с разных сторон, анализировать и обобщать данные, делать соответствующие выводы. (Учащиеся  кружка «Компьютерики» проводили исследование по разделу геометрии (опережающее обучение) «Треугольники».) К преимуществам этой технологии относят также большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации познавательной деятельности, самореализации. Г.В.Нечукина, 2014 Проектная технология.Чаще всего используется в группах «Многоликое черчение» и «Компьютерики». (Был создан следующий проект «Нужен ли мастер-класс по теме: Изометрия окружности.».) Результаты работы учащиеся представляют в виде сообщений, презентаций. В последнее время 2011-2014уч.год. активно участвовали с детьми в сетевых интернет -проектах «Телешкола» Успешно и с удовольствием выполняли задания профильного уровня. Данная технология позволила развивать познавательные интересы детей, умение работать в сети Интернет,  делая тем самым более продуктивным процесс обучения, заниматься саморазвитием. Г.В.Нечукина, 2014 Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) Отмечаю ряд причин необходимости применения этой технологии.Так называемый  психологический фактор. Современные дети «с рождения» начинают получать информацию из различных электронных источников: телевизоров, DVD, компьютеров, мобильных телефонов, и потому они  привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Эти особенности детского восприятия  целесообразно использовать и в дополнительном образовании .Для нас  запас   видео-материала  при подготовке к занятиям  безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти  множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно.Информационные технологии представляют  широкие  возможности  для индивидуализации и дифференциации обучения. Дистанционное управление презентацией, дает больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, что позволяет им самореализовываться, саморазвиваться.Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также предусматриваются дополнительные индивидуальные задания на компьютере: например «Подготовить занятие по теме «Как правильно сервировать стол?»-«Школа хороших манер»Организовываю дистанционное обучение для ребят, которые не смогли по болезни посещать занятия Информационно-коммуникационные технологии  помогают реализовать весь потенциал личности. Работая в такой среде, ученик получает как стандартные навыки работы с компьютером , так и содержательные знания из различных  дисциплин. Главное достоинство такой среды состоит в том, что на смену пассивному усвоению знаний приходит их активный поиск, где ребенок саморазвивается и самореализуется Технология коллективных творческих дел В технологии коллективных творческих дел такие понятия, как общая забота, коллективная радость, коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий. Реальное обеспечение приоритетных идей (принципов) способствует формированию личности выпускника учреждения дополнительного образования. Интеграция дополнительного и общего образования дала хорошие результаты при использовании такой форма работы, как сопровождение ребенка в конкурсном движении. Так, как сегодня школа является инициатором проведения целого ряда конкурсов, соревнований и конференций для детей разного возраста по разным направлениям. В программы подготовки таких мероприятий включается программа личностно-психологической подготовки ребенка, которая может реализовываться по запросу образовательного учреждения. Г.В.Нечукина, 2014 Мои обучающиеся участвовали в математическом конкурсе -игре «Кенгуру 2012-14»-15 человек-1место в Тамбовском районе. Всероссийская олимпиада 2014 «Центр поддержки талантливой молодежи» Места в Тамбовском районе 1,2,1, в Тамбовской области2,3,2. По России 4,5,6. (сертификаты) Общероссийская Олимпиада «Олимпус 2013» Приняли участие 7: два лауреата:4 и 5места по России. Ежегодное участие в научно-практической конференции «Шаг в науку» (грамоты)- все это результаты интеграции дополнительного и общего образования.- Все эти данные помещены в материалы Конкурса МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на интернет-портале Dnevnik.ru «Урок ХХ I века», в котором я принимала участие.(Сертификат) Г.В.Нечукина, 2014 Выпускник групп дополнительного образования :имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности, высокий уровень познавательной активности;имеет стремление к саморазвитию и самореализации характеризуется развитыми общими и специальными способностями;ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие друг с другом;стремится к творческой самореализации;имеет потребность в постоянном самосовершенствовании;владеет цивилизованными нормами межличностного общения и социального поведения. Г.В.Нечукина, 2014 Литература:Васильев В. В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации. Народное образование- М; 2008  Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 6, 2011 годаIntel «Обучение для будущего» ( под общей редакцией Е. Н. Ястребцевой, Я. С. Быховского).- М; 2008.Проектная деятельность с использованием ИКТ. Сборник материалов учебно - методических проектов. Тамбов 2005.Солопова Н. К., Вязовова О. В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность ): учебно - методическое пособие. Тамбов: ТОИПКРО, 2005.Менеджер. Портал информационной поддержки руководителей общеобразовательных учреждений. «Учительская газета»-Москва2011: Дополнительное образование Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2011. http://www.exponenta.ruhttp://www.nsportal.ru  Г.В.Нечукина, 2014