Исследовательская работа Лингва культурный концепт чай: Чай в культурах мира
Республиканская научно- практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИРЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АЦРМОМОУ «ТРОИЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ. Б. Б. ГОРОДОВИКОВА Направление: Лингвистика. Английский языкНазвание работы:«Лингвокультурный концепт «чай»: чай и традиции чаепития как общий признак при межкультурном сопоставлении» Автор работы: Кичикова Саглара, учащаяся 9 «в» классаМесто выполнения работы: МОУ «Троицкая муниципальная гимназия им. Б.Б. Городовикова»Руководитель: Душинова А.А., учитель английского языка почетный работник общего образования РФ с. Троицкое, 2011 год. Содержание Введение 1 I. Историческая справка: 2 1.1. Лингвокультурная специфика концепта «чай» 2 1.2. Этимология слова «чай" 3 II. Чай как уникальное явление в жизни разных народов мира 4 2.1. Чай как напиток: история и философия 4 2.2. История чая в Англии. Чайные традиции Англии. 5 2.3. Чай и чаепитие в Китае. 6 2.4. Способы заваривания чая у разных народов 7-9 III. Чаепитие как способ выражения философии человеческой души. 3.1. Чай в цитатах знаменитых людей. 10 3.2. Легенды и притчи о чае. 11 Заключение и выводы 12 IV. Литература V. Приложение Введение Почему я обратилась к этой теме? Изучение традиций чаепития на уроках английского языка позволило мне осознать, что чай может быть важной составляющей культуры целого народа. И мне стало интересно: «Важна ли роль чая в культурах других народов?». Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что чай и чаепитие можно отнести к одному из видов диалогических отношений между культурами разных народов. Диалог или взаимодействие культур - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. С чаем же, как раз и связано начало всех самых миролюбивых помыслов и намерений. В России, например, высший свет рассматривал чаепитие как повод для благородных собраний, а уж о народных «посиделках вокруг самовара» и говорить не приходится. В Древнем Китае чайная церемония начиналась с того, что человек должен был внутренне психологически подготовиться: освободиться от всего неприятного, раздражающего, болезненного и второстепенного. Чаепития, которые проводятся в Англии, являются самым распространенным поводом для общения с друзьями и сослуживцами. Этот список можно перечислять долго, но общее в них останется то, что чай и чаепитие - явление национальной этнокультуры многих народов, объединяющая суть которой практически всегда остается неизменной. На протяжении многих десятков лет чай остается самым популярным напитком в мире. Он стал не просто растительной культурой, а Культурой с большой буквы, со своей историей и географией, с тайной происхождения и секретами приготовления. На наш взгляд, изучение литературного концепта чая и чаепития позволит не только лучше понять культуру разных народов, но и глубже осознать их миролюбивую сущность. На фоне складывающихся не совсем благополучных межнациональных отношений, возрастает актуальность такого рода исследований. Цели данного исследования: изучение чая как уникального явления в жизни разных народов мира, как объединяющего признака при межкультурном сопоставлении; обозначение чайной церемонии англичан как важной составляющей английской культуры. Задачи: изучить лингвокультурный концепт чая, чаепития в культурах мира, способы заваривания чая у разных народов;определить значение чая как объединяющего явления этнокультур многих народов;изучить и проанализировать особенности английской чайной церемонии;знакомство с произведениями фольклора, цитатами известных людей, связанных с чаем. 1 Глава 1. Историческая справка1.1 Лингвокультурная специфика концепта «чай» Культурно-исторические предпосылки формирования концепта «чай» в русской, английской, китайской и других культурах свидетельствуют о том, что в чайной культуре в целом можно выделить четыре основных уровня, отражающих общекультурный, универсальный «путь чая»: культуру выращивания и разведения чайного растения; культуру обработки его листьев; культуру приготовления напитка и культуру чаепития. Это позволяет говорить о существовании в структуре концепта «чай» четырех содержательных компонентов или «микроконцептов»: «растение», «высушенные листья чайного растения», «напиток» и «чаепитие». Содержание концепта «чай», характеризуется высокой культурной информативностью, в лингвокультурах большинства стран. Относясь к категории предметных концептов, «чай» может считаться явлением собирательного характера. Он аккумулирует знания из различных предметных и научных областей: истории, философии, эстетики, медицины, психологии, кулинарии, художественного творчества и т.д. Таким образом, он представляет собой значительный и яркий фрагмент национальной культуры. Сопоставительный анализ содержания концептов позволяет выделить в качестве особенно значимых исторический, мифологический, бытовой, медицинский, ритуальный (философский), литературный и художественно-изобразительный аспекты. Культурные концепты – это имена абстрактных понятий. Лингвокультурные концепты являются единицами языковой картины мира. Они характеризуются общими или отличительными признаками при межкультурном сопоставлении. Хочу привести для примера несколько идиоматических и фразеологических выражений английского языка, связанных со словом чай. Думаю, что выражение five o’clock tea не нуждается в переводе. Все знают, что он подразумевает собой послеполуденное чаепитие в пять часов. Проникновение культурного концепта чай в лингвистику также отображено в ряде английских идиом и фразеологических оборотов:A cup of tea - особа, объектAn old cup of tea - старушкаAn unpleasant cup of tea - неприятный человекTo be one’s cup of tea - нравитьсяIt’s not my cup of tea - это мне не по вкусуI wouldn’t do it for all the tea in China - я этого не сделаю ни за какие коврижкиIt’s as good as a chocolate teapot - от этого толку как от козла молокаA storm in a tea cup - буря в стакане воды 2
1.2. Этимология слова «чай»1) Вечнозеленое растение рода камелиевых, культивируемое в тропических и влажных субтропических районах, Thea; «высушенные и особым образом обработанные листья этого растения»;2) «Ароматный напиток, настаиваемый на этих листьях». От китайского иероглифа «ча» произошло слово «чай» в большинстве языков мира. Именно в Китае чайная церемония достигла своего расцвета: здесь зародилась традиция пить чай в изысканных чайных павильонах и, здесь же появился первый всеобъемлющий трактат о чае – «Чайный канон» (Лу Юй, VIII в.н.э.). Китай оказался той страной, откуда чай начал свое триумфальное шествие по миру. В русском языке слово употребляется с середины XVII века, причем на первых порах, может быть, как название лекарственного растения. Заимствовано, возможно, из китайского (во второй половине XVII века уже установились прочные связи Московского государства с Китайской империей). Русское чай восходит к китайскому ча: чае (ча – «чай-напиток», чае – «чайный лист», чашу – «растение чай»; сравните также хэ ча – «пить чай», хэча – «чаепитие», чагуань – «чайная» и так далее). Посредничество тюркских языков (турецкое чай, азербайджанское чай, узбекское чой и др.) предполагать совсем не обязательно. Это слово широко распространено на Востоке. Сравните хинди- чай, афганское -чай и др… Примерно в то же время, что и в русском языке, входит в употребление название чая в Западной Европе (оно отличается от русского): французское (с половины XVII века) the (в первой половине XVIII века и несколько позже во Франции чай называли также chia и tcha (сравните португальское cha) – словом такого же происхождения, как и русское чай); английское tea (в XVII веке также cha). Западноевропейское название чая восходит к южнокитайскому (город Сямынь (Амой)) и далее – к малайскому (индонезийскому) teh». Название чая в разных языках зависит от того, в каком регионе Китая носители этих языков покупали чай. Если в Северном Китае, то их название чая произошло от слова «ча» («чай» на кантонском диалекте), если в Южном – то от слова «тэ» («чай» на малайском диалекте). При этом первичным из этих двух названий было, наверное, все-таки «ча», которое буквально означает «молодой листок» и стало употребляться для обозначения чая в IV-V веке – как раз тогда, когда чай стали изготавливать из этих самых молодых листков. До этого чай как только не называли: «доу», «цзя», «куту», «чжунь», «мин», «ту». И после того, как установилось название «ча», продолжали употреблять некоторые специфические термины – например, для обозначения чая из старых листьев. Разное название чая на разных диалектах («ча» и «тэ») объясняет и русское «чай», и английское «ти» и все остальные названия, кроме польского «herbata», которое, скорее всего, получилось от латинского «herba thea» – трава чая. 3 Глава 2. Чай как уникальное явление в жизни разных народов мира2.1. Чай как напиток: история и философия. Чай как напиток имеет свою особенную историю, которая значительно отличается от истории его распространения как растения. Самые ранние источники описывают включение чая в состав мазей, эликсиров и прочих лекарственных препаратов. Когда чай стал использоваться как самостоятельный напиток, и по какому рецепту он приготовлялся, точно не известно. Есть основания предполагать, что изначально чайные листья заваривали в воде с солью, маслом и, возможно, какими- либо еще добавками. На это косвенно указывают монгольские и тибетские чайные рецепты, вряд ли сильно изменившиеся со времени проникновения чая в эти страны. Это не значит, однако, что рецепт чая был только один. Плиточный чай стали изготавливать примерно в VII веке, и рецептура приготовления из него напитка известна достоверно. При изготовлении плиточного чая чайный лист растирался в порошок, из которого потом прессовали пилюли. Эти пилюли размягчали над огнем или паром, затем растирали в порошок (между листами бумаги или прямо в сосуде) и полученный порошок варили в подсоленной воде. Следующая ступень эволюции напитка – это порошковый чай, который взбивали в воде специальным венчиком (чаще всего бамбуковым). При приготовлении такого чая соль уже не использовалась. Появился он примерно в X веке и, возможно, дошел бы без особых изменений до наших дней, если бы не монголы, завоевавшие Китай. Результатом этого завоевания стала утрата многих чайных традиций, в том числе и способа приготовления порошкового чая. Этот способ приготовления напитка, правда, успели перенять только японцы, сохранившие его до наших дней. После изгнания монголов в XIV веке чайные традиции стали создаваться с чистого листа. И именно тогда чайные листья, а не порошок, стали заваривать горячей водой. То есть чай, как напиток, принял вид, в котором дошел и до наших дней. Европейцы столкнулись с чаем позднее, когда новый способ заваривания чая уже окончательно утвердился. Те народы, что контактировали с Китаем до XIII века, переняли и другие способы приготовления напитка: монголы и тибетцы – суп на основе плиточного чая (от монголов этот способ переняли и коренные народы Сибири); японцы – порошковый взбиваемый. В России, куда чай попал непосредственно из Китая, чайная традиция обогатилась самоваром, лимоном, блюдцами и чаем вприкуску. Англии мы обязаны тем, что в европейских чайных традициях черный чай получил большее распространение, чем зеленый. Англичане первыми начали смешивать между собой разные сорта чая, получив в результате этого знаменитые купажи. Кроме этого, англичане, в значительной степени, сформировали современный чайный этикет и вид современной чайной посуды. 4 2. 2. История чая в Англии. Чайные традиции в Англии. «Не все дома, но все пьют чай» Льюис Кэрролл. Английское чаепитие. Английскому чаю – три с половиной века, но вряд ли другая чайная культура сравнится с ней в богатстве традиций и знаменитых исторических личностей. Ведь культура английского чаепития неразрывно связана с историей британской короны. Первой, кто сделал чайный напиток постоянным в жизни англичанина, стала юная королева Виктория. Королева оставила нам «Tea Moralities» - собственноручно написанные правила чайного этикета, которые легли в основу европейских традиций делового общения. В отличие от древних обычаев, покрытых слоем пыли и вытаскиваемых на свет лишь в празднично-парадных случаях, английское чаепитие – это обязательный элемент жизни большинства англичан. Согласно английским представлениям о культуре чаепития, к столу, независимо от времени суток, обязательно подаются несколько разных видов чая, чтобы каждый мог выбрать чай согласно своим представлениям и настроению. Это – проявление уважения, которым пронизан весь ритуал английского чаепития. Выбранный чай заваривают в ополоснутом кипятком индивидуальном чайнике, даже если чай пакетированный. Англичане пьют чай 6 раз в день, причем каждому времени дня соответствует свой сорт чая и свои традиции чаепития. Привычка к «early morning cup» - ранней чашки до умывания и одевания возникла – из-за сырого климата Англии, знаменитой своими утренними туманами. Англичане просыпаются рано, в 6-7 часов утра, и чашечка горячего крепкого чая просто необходима, чтобы проснуться. После того, как англичанин приведет себя в порядок, он отправляется в гостиную на завтрак и выпивает еще одну чашечку чая. Второй завтрак – «lunch» - возник в эпоху правления королевы Виктории как небольшая еда. Самое крупное чайное изобретение англичан – «чаепитие в пять часов» - «5 o’clock tea». Это одна из национальных традиций, а значит и визитных карточек страны. Перерыв на five o’clock – это незыблемое право каждого англичанина. Привычка пить чай в пять вечера была введена в 1851 году в Соединенном Королевстве правительством, беспокоясь о неуемной страсти англичан к алкоголю. Был провозглашен закон, по которому все клерки, моряки и рабочие были обязаны делать 15 минутный перерыв для чаепития. Закона уже давно нет, а привычка пришлась англичанам по вкусу и превратилась в традицию. По иной версии, перерыв на чай появился благодаря герцогине Анне, которая успевала проголодаться до ужина и приказывала подавать себе чай с молоком, кексами и пирожными в 17.00. Как бы то ни было на самом деле, но послеобеденный чай понравился и прочим представителям «Туманного Альбиона» и прочно утвердился, как национальное британское чаепитие. 5 «High tea» - чай за традиционным обильным вечерним обедом подавался в 19 – 20 часов, имеется ввиду не количество чая, а еды. Зимой «дневной чай» (традиция зародилась в 40-х годах XIX века) пили в гостиной, перед камином, а летом – в саду, на природе. И непосредственно перед сном англичане могут выпить чашечку фруктового чая или чая без кофеина. Каждому времени суток соответствует определенный сорт чая. Утром – English Breakfast и Irish Breakfast, в середине дня – English Tea №1. Для five o’clock подойдет English Afternoon, а для вечера – Earl Grey или Darjeeling. Пристрастие к разным сортам в разное время сложилось из-за вкусовых, ароматических характеристик и свойств чая. Крепкий тонизирующий напиток лучше пить утром. «Дневной» предполагает гармоничное сочетание крепости и мягкости. А успокаивающий аромат бергамота хорош по вечерам. 2.3. Чай и чаепитие в Китае. Страна, в которой чай пьют уже никак не меньше четырех тысяч лет, по праву гордится обилием и разнообразием традиций, связанных с этим напитком. Чаем угощают гостя, пришедшего в дом – есть специальный ритуал «поднесение чая гостям», чай обязательно присутствует на официальных приемах и деловых встречах. Именно в Китае стали впервые употреблять чай в качестве лекарства, а затем и напитка. Именно от китайского названия чая («те» в южных диалектах, «ча» в северных и в кантонском) происходят названия чая в разных языках. Выбор северного или южного произношения указывает на преобладавший способ доставки чая: соответственно, по суше или по морю. Но ошибется тот, кто решит, что чай всегда был таким, как мы знаем его теперь: в течение тысячелетий китайцы экспериментировали с различными способами обработки и заваривания чайного листа. Поначалу свежие чайные листья просто варили. В историческом трактате «История династии Цзинь» сказано: «Жители царства У варят чайные листья и называют это «ароматной кашей». Затем был изобретен более сложный метод обработки: листья прожаривались до коричневого цвета и растирали в муку. Это чай уже не кипятили, а заваривали кипятком – так же, как мы теперь. Чуть позже появился плиточный чай, который получали, превращая чайные листья в тесто и высушивая его. И только во времена династии Мин, в конце XIV века высшие слои китайского общества переходят к потреблению листового чая в его современном виде. Любопытно, что народ и до того отдавал предпочтение именно такому чаю – как более простому в изготовлении. В Древнем Китае чайная церемония начиналась с того, что человек должен был внутренне психологически подготовиться: освободиться от всего неприятного, раздражающего, болезненного и второстепенного. Только когда покой и тишина снисходили в душу человека, и он как бы настраивался на одну волну с природой и мирозданием, только тогда, считали жители Древнего Китая, он был готов к чайному ритуалу. 6 Богатство чайных традиций сохраняется и приумножается в современном Китае. Чай здесь – не просто напиток, а распространенный стиль жизни. Здесь каждый разбирается в чае и ценит возможность попробовать один из действительно знаменитых сортов. Повседневное чаепитие в Китае — дело семейное. Чай заваривается в большом чайнике (фарфоровом, фаянсовом или глиняном) сразу на всю семью, разливается по чашкам или пиалам, из которых и пьётся. Хорошие зелёные и красные чаи заваривают несколько раз. Время настаивания и температура воды зависят от сорта чая. Другой чисто китайский способ употребления чая, используемый для индивидуального чаепития и в качестве элемента чайной церемонии — заваривание и питьё чая из гайвани. Гайвань — это небольшая (обычно не более 250 мл) пиала с расширением вверху и крышкой, диаметр которой меньше диаметра верхней части пиалы. На одну заварку расходуется обычно 4-5 г сухого чая, который засыпается прямо в гайвань. Чай заливается водой от половины до двух третей объёма гайвани и настаивается 2-4 минуты. После этого крышка гайвани слегка сдвигается, образуя со стенками пиалы небольшой зазор, и чай либо пьётся непосредственно из гайвани, либо переливается в отдельную чашку для питья. В Китае была придумана и широко применяемая сейчас и в России заварочная чайная кружка, представляющая собой, по сути, гибрид гайвани и китайского чайника — высокая кружка с ручкой и крышкой, в которую вложен стаканчик-ситечко для заварки. В торжественных случаях (на официальных приёмах, праздниках, а также просто в качестве аттракциона для туристов) чаепитие может проходить в соответствии с набором специальных правил. Такое формализованное чаепитие называют «китайской чайной церемонией или ГУН-ФУ, что означает "высшее мастерство" или "высшее искусство", а ЧА - чай. Таким образом, словосочетание ГУНФУЧА можно перевести как "высшее мастерство чаепития".2.4 Способы заваривания чая у разных народов Чаепитие давно стало национальной традицией, а сам чай - интернациональным напитком. Чай не просто растительная культура, а культура с большой буквы, со своей историей и географией, с тайной происхождения и секретами приготовления. Различные сорта чая употребляются разными народами не одинаково и имеют различные районы потребителей. Традиция заваривать чай со специями (корицей, гвоздикой и т.п.) с большой степенью вероятности появилась в Индии. Существует несколько традиционных индийских рецептов, в которые входит даже перец. Средняя Азия, прежде всего, подарила нам традицию пить чай как средство от жары. Непременно зеленый, и непременно из пиал. В Марокко эта традиция с течением времени получила некоторое развитие – там пьют чай из высоких стаканчиков, заваривая пополам с мятой (но все равно зеленый). 7 В ряде других азиатских стран (Иран, Египет, Ирак, Афганистан) чай пьют очень сладким и, часто очень крепким. В США стали охлаждать зеленый чай и смешивать его с дополнительными вкусовыми добавками, льдом и иногда газировать – так получился тот самый «Ice Tea». Во время японской чайной церемонии порошковый зеленый чай взбивается. Кроме этого, один из традиционных сортов японского зеленого чая – Генмайча – хоть и заваривается горячей водой, но содержит рис и некоторые другие добавки. А в Бурятии, Монголии и на Тибете продолжают варить чайные супы с добавлением соли. «Часуйма» - тибетский способ приготовления чая. В монастырской жизни Тибета чай играет выдающуюся роль. Кирпичный чай пьют из плоских деревянных чашек, с солью, маслом и молоком, приготовляя род супа, который кочевники варят у себя в котлах. Приготовленный по такому способу чай, вернее очень калорийный и тонизирующий напиток, любят пить в Афганистане, Непале, на Памире. Для приготовления чая на 1 л воды берется 50-75 г сухого кирпичного чая, добавляется 100-250 г сливочного масла яка и соль по вкусу. Смесь нагревают и взбивают в специальном бочонке до образования густой массы. Монгольский способ приготовления чаяДля приготовления монгольского чая к 1-3 ст. ложкам растертого в порошок кирпичного чая добавляют 1 л холодной воды и нагревают смесь до кипения. Добавляют 0,25-0,5 л молока, 1 ст. ложку сливочного масла, 50-100 г пережаренной с маслом муки, 1/4 стакана рисовой или пшеничной крупы. Снова доводят до кипения и по вкусу подсаливают. Калмыки употребляют в основном кирпичный чай, получаемый прессованием чайной пыли, части листьев, веточек, других отходов и отличающийся ярко выраженным вяжущим вкусом. Чайные лепешки крошат на мелкие куски, закладывают в сосуд с водой из расчета 1 г чая на 1 л воды, дают закипеть, вливают 4 объема молока, добавляют по вкусу соль, доводят до кипения и процеживают. Один из способов приготовления чая в ИндииЭтот способ приготовления чая наиболее популярен в Индии. Для приготовления чая 3 чайных ложки сухого чая заваривают двумя чашками воды и настаивают в течение 5 минут. В отдельный сосуд емкостью 0,5 л кладут несколько кубиков пищевого льда, которые заливают горячей заваркой. По желанию добавляют сахар и лимон. На несколько минут накрывают сосуд полотенцем и затем готовый чай пьют небольшими глотками. Чай особенно хорошо утоляет жажду. 8 Приготовление повседневного чая в Японии В Японии в повседневном обиходе пьют, можно сказать, исключительно зеленый чай. Его заваривают в миниатюрных шарообразных чашках с крышками, вода при этом нагревается лишь до 600С в небольших чугунных чайниках, согретых на маленьких комнатных жаровнях. Светло-желтая терпкая жидкость пьется из крошечных, содержащих, несколько глотков чая чашечек и без сахара. Им запивают рис или чай этот заедают конфетами. Чаем начинается и заканчивается обед, чай немедленно подают пришедшему гостю. Узбекский способ приготовления чая.Узбеки готовят особый кок-чай, заваривая лист зеленого чая в хорошо прогретом фарфоровом чайнике. Заварку сначала заливают кипятком и ставят на 2 минуты в духовку. Затем доливают чайник до половины, накрывают на 2-3 минуты салфеткой, снова доливают на 3/4 объема и, наконец, через 3 минуты наполняют чайник доверху. Такой чай имеет оливково-зеленую окраску, светло-желтый золотистый настой, сильный аромат. Он хорошо тонизирует и утоляет жажду. Казахи разливают обжигающе горячий чай в пиалы, добавляют щепотку острого перца и немного обжаренной пшеницы. Киргизы смешивают крепко заваренный черный чай с горячим кипяченым молоком (в равных пропорциях), доводят до кипения. Добавляют свежее сливочное масло (1 ч. ложка на стакан или по вкусу), некислую домашнюю сметану, соль по вкусу, вновь прогревают до кипения и подают чай горячим. Некоторые степные народности и жители Севера добавляют в чай муку, сало или мясо - в этих случаях чай становится не столько напитком, сколько первым блюдом. Иногда к чайной заварке добавляют корицу, гвоздику, лавровый лист, ваниль, мускатный орех, чеснок или различные лекарственные растения. В западном Закавказье принято перед завариванием чая горячей водой смешивать одну его весовую часть с 1-3 частями листьев фейхоа - вечнозеленого кустарника из семейства миртовых. 9 Глава 3. Чаепитие как способ выражения философии человеческой души. С чаем мы знакомы с рождения. Несмотря на то, что чай в разных странах приготавливают, заваривают и пьют по-разному, вряд ли найдется человек, который бы не любил его. Чай успокаивает, умиротворяет, проясняет ум, способствует долгим размышлениям или неспешной беседе. Чай благоприятствует поэзии и философии. В чаепитии люди издавна видят нечто более значительное и таинственное, чем простое питье воды, окрашенной в определенный цвет. Чаепитие – это один из способов выражения философии человеческой души. Недаром мы находим обращение к этой теме в произведениях фольклора, у знаменитых философов, политиков и писателей.3.1. Чай в цитатах знаменитых людей.Льюис Кэрролл (английский писатель), «Алиса в Стране Чудес»:- Чайку еще попейте, - с чувством сказал Мартовский Заяц.- Да у меня его и не было, - обиженно ответила Алиса. - Как же я могу выпить ЕЩЕ?- Время для меня палец о палец не ударит! И на часах все шесть...Тут Алису осенило.- Поэтому здесь и накрыто к чаю? - спросила она.- Да, - отвечал Болванщик со вздохом. - Здесь всегда пора пить чай. Мы не успеваем даже посуду вымыть!Артур Пинеро (английский драматург): Где чай, там надежда.Перси Биши Шелли (английский поэт), «Питер Белл Третий»: За чаем легкие разговоры угасают.Сэр Уильям Гладстон (премьер-министр Великобритании XIX века):Если вы замерзли, чай вас согреет. Если вам жарко – охладит. Если вам грустно, он вас развеселит. Если вы возбуждены, чай вас успокоит.Генри Джеймс (американский писатель): В жизни человека наберется немного часов, которые были бы приятнее, чем время, посвященное вечернему чаю.Джордж Майкс (венгерский журналист), «Как быть британцем»: Вы никогда не должны отказываться от чашки чая при следующих обстоятельствах: если на улице жарко; если на улице холодно; если вы устали; если кто-то думает, что вы устали; если вам не по себе; прежде чем выйти из дома; если вы не дома; если вы только что пришли домой; если вам хочется чайку; если вам не очень хочется чайку, но вы могли бы; если вы уже давно не пили чая; если вы только что перехватили чашечку. 10 3.2. Легенды и притчи о чае.Легенда о Шен Нуне. По одной древней легенде чай был открыт китайским императором Шен Нуном. Этот император имел божественное происхождение: тело его было человечьим, голова бычья, а нос тигра. Шен Нун открыл китайцам рис, сою. Зерно и научил их выращивать эти культуры. Одновременно с этим он создал медицину, которая основывалась исключительно на полезных свойствах растений. Однажды император прилег отдохнуть под деревом, он устал и занемог от яда растений, которые перепробовал на себе, чтобы найти полезные. Шен Нун вскипятил воды и поставил чашку возле старого дерева. Внезапно поднялся ветер, и с ветки прямо в чашку опустилось несколько листочков. Шен Нун наблюдал, как вода постепенно меняет цвет, а затем почувствовал и приятный аромат. Решив попробовать напиток, император поднес чашку к губам. Напиток показался ему восхитительным, кроме того он излечил его от всех ядов. Так Шен Нун открыл для китайцев чай и его лечебные свойства.Легенда о Бодхидхарме. Существует легенда, связывающая происхождение чая с буддийским проповедником Бодхидхармой. В 527 году он оказался в Шаолине, где девять лет провел в медитации. Но однажды во время медитации он заснул, а когда проснулся, его охватил гнев на его слабость. В бешенстве вырвал Бодхидхарма свои предательски сомкнувшиеся веки. А они, упав на землю, обратились в семена, из которых вырос куст. Тогда Бодхидхарма приготовил из листьев этого куста напиток – это и был первый чай. Напиток, кроме приятного вкуса и аромата, обладал еще уникальной способностью – он помогал не поддаваться сну и оставаться бодрым в течение долгого времени.Легенда о белом чае. Однажды в провинции Фуцзянь наступила засуха. Города и деревни охватил страшный голод. А вскоре последовали и смерти. Тогда мудрые старейшины поведали о том, что есть спасение – некое растение на горе возле драконьего колодца. Они сказали, что соки его принесут почве плодородие, а людям жизнь. Нашлось немало храбрецов, которые попытались спасти жизнь своего народа, однако каждого ждала неминуемая встреча с драконом и гибель от него. Собрались сразиться с драконом два брата. Старший ушел и пропал. Ушел младший брат и тоже не вернулся. И тогда их сестра решила отправиться на поиски братьев. Когда поднялась она в гору, то увидела черного дракона, а рядом всех, кто ходил на поиски растения, окаменевших от чар дракона. Хитростью она сумела обмануть дракона и убить его. Потом она нашла то растение и, проронив капли сока на каждую застывшую фигуру, вернула их к жизни. Сестра с братьями вернулась в свою деревню и посадила там чудотворное растение. Все умиравшие, вкусившие напиток из этого растения выздоравливали. На землю пролились дожди, а провинция Фуцзянь стала славиться с тех пор как родина белого чая. 11 Заключение и выводы: Работа над данным исследованием позволила мне по – настоящему осознать насколько важным является изучение иностранного языка для современного человека. Что касается английского языка, который я изучаю со 2 класса, то его значение трудно переоценить. Он не случайно является языком международного общения. Но вместе с тем, я поняла, что для успешного межнационального общения недостаточно усваивать только лексико-грамматические формы языка. Необходимы знания истории, культуры, обычаев, литературы другой страны, ведь незнание может привести к взаимной настороженности, закрытости и скованности – все неизвестное пугает и отталкивает. В ходе своей исследовательской работы я узнала, что существует множество культурных традиций сходных у разных народов, сопровождающих их на протяжении всей истории. Среди них почетное место занимает чаепитие. Совместное чаепитие способствует мирному решению проблем. Недаром многие встречи разного уровня ведутся и завершаются за чашечкой ароматного чая. Таким образом, можно сказать, что чай – это действительно уникальное общественное явление в жизни многих народов. Кроме этого, я сделала следующие выводы по работе:изучение традиций английского чаепития как важной составляющей английской культуры может послужить мотивом для изучения этнокультуры и лингвокультуры других народов;практически все народы считают чай целебным напитком;чай может быть способом выражения философии человеческой души: свидетельством этого служат различные цитаты, притчи, сказания. Но главный вывод такой: в традициях чаепития многих народов есть важный объединяющий факт: с ним связано начало всех миролюбивых помыслов и намерений; это подтверждает наличие объединяющего признака у лингвокультурного концепта «чай» Что можно добавить по поводу всего того, что я узнала, прочитала, выявила? Ответ такой: если есть нечто, что объединяет народы (будь то чай или что-то другое), а тем более если оно имеет позитивное начало (как чай), то разве это не может быть серьезным поводом для прекращения распрей и непонимания между народами? 12 Литература Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). – М.: Советская энциклопедия, 1978.Городинская В. Тайны целебных трав. – М.: Сов. Россия, 1989.Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. – М.: ABF, 1996.Давиташвили М.Д. Наш друг чай. – 2-е изд. – М.: Колос, 1979.Дубровин И.И. Чайный мир. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.Душенко К.В. Большая книга афоризмов. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. – Издательство «Либерея-Библиопринт», 2010.Иванов Ю.Г. Книга о чае. – Смоленск: Русич, 1997.Ивашкевич Н.П., Засурина Л.Н. Исскуство чайного стола. – Л.: 1990.Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Изд. Центр Академия, 2001. Павловская А.В. Англия и англичане. – М.: Издательство Московского университета; Триада, ЛТД, 2004.Похлёбкин В.В. Чай . М.: Центрполиграф, 2001.Похлебкин В.В. Чай, его история, свойства и употребления. – М.: 2008. Сейдл Дж., Макморди У. Идиомы английского языка и их употребление. – М.: Высш. школа, 1983Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2 тт. М., 1994 Приложение Любите ли вы пить чай?Можете ли вы назвать родину чая?Знаете ли вы традиции связанные с чаем?Знаете ли вы о целебных свойствах чая?Хотите ли вы узнать о чае больше? Результаты социологического опроса проведенного среди учащихся 7 – 9х классов нашей гимназии показали, что тема чая им известна, понятна и интересна, но они хотели бы получить дополнительную информацию. Социологический опрос «Мир чая» Приложение №1 Сбор информации и работа с источниками Библиотекарь МЦРБ Бойко Ирина Анатольевна помогает мне в выборе литературы по данной теме.Работа с источниками по сбору информации является одним из главнейших методов работы по теме исследования. Приложение №2 Чай – один из самых древнейших напитков, известных человечеству. Его пьют все от мала до велика. Его пьют и слуги и короли. Его пьют, чтобы согреться и утолить жажду. Чаепитие занимает почетное место среди множества культурных традиций, сопровождающих человечество на протяжении всей его истории. И оно по праву считается самой миролюбивой из всех традиций… Чай как уникальное явление в жизни разных народов мира Приложение №3 Учитель истории Болдырева И. Б. сообщает информацию о том, что исторической родиной чая является Китай. Учитель МХК Цыбулина Г.В говорит, о том, что тема чая отображена как в произведениях мировой художественной литературы, так и в и произведениях изобразительного искусства. Чай как напиток: история и философия Приложение №4 Лю Тан (китайский поэт), «Чаепитие»:Первая чашка смачивает мои губы и горло;Вторая развеивает мое одиночество;Третья исследует мои внутренности; Четвертая вызывает легкую испарину – и через поры уходят все печали жизни;После пятой чашки я чувствую себя очищенным;Шестая возносит меня в царство бессмертия;Седьмая… Жаль, я не могу больше пить!Я чувствую прохладное дыхание ветра, который колышет мои рукава.Где он, Рай? Разрешите мне оседлать бриз и унестись туда.Монгуш Олчей-оол «Чашка чая»:Ободрить, силу датьЧашка чая способна.Чашка крепкого чаяБальзаму подобна.Чай душистый больномуНесет исцеленье –Если чай приготовленС любовью, с уменьем! Чай как способ выражения философии человеческой души Приложение №5 Джером К. Джером (английский беллетрист, юморист), «Трое в лодке»:Все-таки странно, насколько наш разум и чувства подчинены органам пищеварения. Нельзя ни работать, ни думать без разрешения желудка. Желудок определяет наши ощущения, наши настроения, наши страсти. После яичницы с беконом он велит: «Работай!» После бифштекса и портера он говорит: «Спи!» После чашки чая (две ложки чая на чашку, настаивать не больше трех минут) он приказывает мозгу: «А ну-ка воспрянь и покажи, на что ты способен. Будь красноречив, и глубок, и тонок; загляни проникновенным взором в тайны природы; простри свои белоснежные крыла - трепещущую мечту и богоравный дух - и воспари над суетным миром и направь свой полет сквозь сияющие россыпи звезд к вратам вечности!Борис Гребенщиков (российский музыкант): Чай даст нам все.Теодор Рузвельт (президент США с 1901 по 1909 год), из письма: Опыт убедил меня: чай лучше, чем бренди. В течение последних шести месяцев я заменял бренди чаем, даже когда был болен.Лев Толстой (русский писатель): Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души.В. А. Милашевский (русский художник XIX века): Разве можно что-то почувствовать, если ты не выпил крепкого душистого чаю? Чай - это взлет души! Чай как способ выражения философии человеческой души Приложение №6 Притча о чашке чая. Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям чай, профессор пошел на кухню и вернулся с чайником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: - Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались. И хотя это нормально для вас – хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает чай лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, все, что вы хотели, был просто чай, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте. Жизнь – это чай, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого чая. Наиболее счастливые люди – это не те, которые имеют все самое лучшее, но те, которые извлекают лучшее из того, что имеют. Чай как способ выражения философии человеческой души Приложение №7
Валеолог гимназии Бамбуджаева Э.Э.рассказывает о пользе фиточаев, о необходимости не только правильно заваривать чай, но и об умении правильно его пить. Она акцентирует внимание на том, что соблюдение определенных правил усиливает полезные свойства чая. Полезные свойства чая Приложение №8 Рецепт чая для профилактики ОРВИ и гриппаИнгредиенты:Зеленый чай, имбирь, лимон, мед.Приготовление:Заварку залить кипятком, добавить нарезанный кубиком корень имбиря (или молотый), лимон. Настаивать 5 минут. Пить с медом.Будьте здоровы! Рецепт калмыцкого чая моей бабушки Кичиковой А.Ф.Ингредиенты:Зеленый чай (досковой), плиточный чай (ханский), гранулированный Индийский или Цейлонский чай, молоко, масло (сливочное), мускатный орех, соль.Приготовление:Вскипятить воду и сразу же положить разные виды заварки, в равных частях (воду нельзя кипятить долго). Посолить воду и добавить молоко, масло. Все это хорошо помешать половником. Желательно повторить помешивание не менее 99 раз (во время этого думать только о хорошем и желать всем мира, добра и здоровья). После того как молоко закипит, добавить молотый или наструганный мускатный орех. Приятного чаепития! История чая уходит в глубокую древность и переплетена с мифами и легендами. Первоначально чай везде использовался как волшебный лекарственный напиток. Еще наши предки осознавали его чудодейственные свойства. Чай как целебное лекарственное средство Приложение №9 Китайская традиция приписывает чаю ряд полезных свойств:Чай снимает головные боли и усталость.Чай уменьшает действие алкоголя и способствует отказу от его употребления.Чай является питательным продуктом и утоляет голод (в особенности — с различными добавками).Чай облегчает самочувствие во время жары.Чай освежает и прогоняет сонливость.Чай успокаивает, снимает стресс.Чай способствует перевариванию жирной пищи.Чай выводит из организма яды.Чай продлевает жизнь.Одновременно с этим китайская традиция содержит некоторые ограничения на употребление чая, дабы избежать проявления его вредных качеств:Не пить чай на пустой желудок.Не пить чай слишком горячим, обжигающим.Не пить холодный чай.Не заваривать слишком крепко.Не заваривать слишком долго.Не заваривать более четырёх раз.Не пить чай непосредственно перед едой.Не пить чай непосредственно после еды — только после небольшого перерыва.Не запивать чаем лекарства.Не пить вчерашний чай. Все пьют чай, но не все умеют его пить правильно Приложение №10