Выступление на педагогическом совете Преемственность в обучении и поиск путей повышения качества с учетом современных и будущих тенденций
Преемственность в обучении и поиск путей повышения качества с учетом современных и будущих тенденций.Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени.Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим.Преемственность – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методики преподавания иностранного языка в частности. Она предполагает такую последовательность образовательно-воспитательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.Преемственность в содержании курса.Преемственность в формах и методах работы.Преемственность в требованиях к обучающимся.Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся (особенно это заметно в период подросткового возраста) при переходе из начальной в среднюю школу была и остается одной из самых насущных .Результаты диагностики готовности (входное тестирование, анкетирование , опрос) учащихся начальных классов к обучению в средней школе выявилисредний уровень когнитивной готовности;средний уровень мотивации;неадекватную самооценку учащихся по причине недостаточного уровня развития у них рефлексивных навыков.
Проблемы могут возникать:Из-за неравномерного уровня подготовки учащихся. Наверное, тут помогут обучение в сотрудничестве, мини-проекты и использование входного контроля перед началом работы с целью определить проблемуИз-за смены преподавателя, из-за перехода с одной линии учебников на другую. Тут, наверное, придется срочно компенсировать расхождение между материалом, который дети проходили по одному учебнику и тем, что они прошли бы по другому.Анализ причин снижения успеваемости также показывает, что находятся они не только в недостаточной предметной подготовке учащихся и в сфере учитель-ученик, но и в недостаточной сформированности общеучебных навыков у учащихся. Нередко с переходом в 5 класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, записей домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних заданий. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей.Также возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводит к сильной перегрузке ,и тем самым к росту заболеваний у детей именно в 5 классе.
Рисунок 1. Мониторинг успеваемости учащихся 9А класса(2014-2015 уч год) по английскому языку за 5 лет (2009-2014 гг)29%41%41%0%43%59%59%0%25%20%14%10%4%30%40%50%60%80%75%70%67%2009-2010уч г (Одинокова- Кирьяков) 4А2013-2014 уч г(Терехова)2010-2011уч г(Каргова-Терехова) 5Акол-во "3"0% 0%2011-2012 уч г (Терехова) 6А 2012 -2013учг (Терехова) 7Акол-во "5" кол-во "4"
Рисунок 2. Мониторинг успеваемости учащихся 9Б класса(2014-2015 уч год) по английскому языку за 5 лет (2009-2014 гг)43%69%45%50%22%2%5%5%0%29%50%45%26%0%10%20%30%40%35%50%60%70%80%74%2009-2010уч г (Одинокова- Кирьяков) 4Б2013-2014 уч г(Каргова) 8Б2010-2011уч г(Каргова-Терехова) 5Бкол-во "3"2011-2012 уч г (Каргова-Терехова) 6Бкол-во "5"2012 -2013учг (Каргова-Терехова) 7Бкол-во "4"
Пути повышения эффективности урока и решение проблемы снижения успеваемости :постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;Совершенствование педагогического профессионализма учителя АЯ в условия перехода на новые ФГОС определяется использованием различных форм переподготовки (модульные курсы, семинары-практикумы, разработка авторских учебных программ и т.д.); внедрением новых технологий, форм, методов и приемов работы (интерактивные практикумы, мастер-классы, онлайн тестирование, интернет-олимпиады, вебинары и т.д.)улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;комплексное планирование уроков;рациональное использование времени урока;соблюдение логики уроков;соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;учет индивидуальных особенностей обучающихся.Старая пословица гласит: «Привести коня на водопой может и один человек, но и сто не заставят его пить». Так и мы можем привести учащегося на урок английского языка, дать ему учебники и пособия, объяснить, как важно изучать иностранный язык, но это не значит, что он тут же начнёт пить из нашего источника знаний. Сначала у учащегося должна появиться мотивация к данному процессу, и задача учителя – сформировать её.