Педагогический проект: «Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников »


Составитель:учитель начальных классовпервой квалификационной категорииМельникова Наталья Юрьевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №19» Педагогический проект: «Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников » г.Нижневатровск, 2014г. Актуальность проекта «Развитие личности – смысл и цель современного образования» (Из Концепции ФГОС 2-го поколения) Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию. Только в процессе определенной учебной деятельности могут быть сформированы универсальные учебные действия. Необходимо создать новые условия для такой деятельности, изменив сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Технология проблемно-диалогического обучения является оптимальной методикой для решения данной задачи. Цель проекта: Обеспечение положительной динамики развития УДД младших школьников средствами проблемно-диалогического обучения. Задачи проекта: Изучить теоретические основы технологии проблемно-диалогического обучения.Раскрыть суть проблемного метода обучения, используя педагогическую и методическую литературу;Показать отличия проблемного и традиционного уроков на этапах введения и воспроизведения знаний; Представить фрагменты уроков с использованием разных способов постановки и решения проблемы;Провести мониторинг исследования.Обобщить результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной технологии для реализации указанной цели. Объект исследования: проблемное обучение в начальной школе как педагогический процесс. Предмет исследования: проблемный диалог в обучении как фактор актуализации возможностей проблемного обучения в начальной школе. Гипотеза исследования: проблемный диалог становится фактором, реализующим возможности проблемного обучения, если:он создаётся систематически,учитывает индивидуальные особенности обучающихся,ведёт к развитию мотивации к учению и познавательных интересов младших школьников. Инновационная направленность педагогического опыта обусловлена системным подходом к формированию УДД на уроках в начальной школе. «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний» М. М. Бахтин Этапы проекта Подготовительныйизучение литературы по проблеме исследования, определены теоретические основы исследования. Реализующийапробация технологии проблемно – диалогического обучения как средства формирования УДДмладших школьников Аналитическийпроведение мониторинговых исследований, обобщение опыта работы проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения), поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности), практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения). Для реализации педагогического проекта использованы виды деятельности:исследовательская;поисковая;конструирование;творческие работы. Методы: Ожидаемые результаты: овладение учащимися не только общеучебными умениями и навыками, но и согласно новому ФГОС, личностными и метапредметными учебными действиями; развитие мотивации к изучению предметов образовательной программы за счет расширения пространства учебного предмета; создание на уроке учебных ситуаций, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания (научить детей учиться); активизация познавательной деятельности каждого ребенка. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу проекта: Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. «Проблемно-диалогическое обучение»-первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. М.И.Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип обучения, при котором учитель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя учащихся по решению учебной проблемы, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Основная суть проблемного обучения заключается в усвоении учениками знаний через решения проблемных ситуаций в ходе изучения нового материала..» А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» Побуждающий диалог - этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Подводящего диалога - это цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. Активизация познавательной деятельности – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. ПОСТАНОВКАУЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ этап формулирования темы урока или вопроса для исследования этап формулирования нового знания ДИАЛОГ ДИАЛОГ ПОСТАНОВКАУЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯПРОБЛЕМЫ ПОБУЖДАЮЩИЙ ПОДВОДЯЩИЙ ученики осознают противоречие и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы отдельные стимулирующие реплики система вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят учеников к формулированию нового знания Система вопросов для побуждающего диалога:• Вы смогли выполнить мое задание? (Побуждение к осознанию противоречия).• Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?• Так какая будет тема нашего урока? (Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока).  Приёмы и ситуации побуждающего диалога. Эмоциональное удовлетворениеДетям предлагаю задачу, опирающуюся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений.Ситуация «интеллектуального разрыва».В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.Ситуация «дефицита своих способностей»Формулирование учебной задачи вместе с учителем, проанализировав ситуацию практического затруднения. Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ.Рефлексивные задачиОбладают побудительной силой: побуждают узнавать. Знание ребенка о своем незнании (или о незавершенности знании).Открытые вопросыНамеренно озадачивают детей. Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?»дети высказываются, выдвигают версии;версии фиксируются на доске;обсуждение выдвинутых версий;координация версий и приход к правильному ответу;подведение итога, обоснование выдвинуто версии.Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.         Формы подводящего диалога.1. Анализирующее коллективное наблюдение2. Фронтальная дискуссия ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК ПОСТАНОВКАУЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯПРОБЛЕМЫ тему урока или вопрос для исследования интерес к новому материалу, познавательная мотивация «открытие» нового знания подлинное понимание учениками материала Отличия проблемного и традиционного уроков на этапах введения и воспроизведения знаний Этап урока Творческое звено Проблемный урок Традиционный урок Введение знаний Постановка учебной проблемы Совместное формулированиепроблемы- вопроса о новом знании или темы Сообщение учителем темы в готовом виде Поиск решений Совместное открытие знаний Сообщение учителем знания в готовом виде Воспроизведение знаний Выражение решения и реализация продукта Продуктивные знания Репродуктивные знания Ситуация «интеллектуального разрыва». В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других. Урок математики по теме «Табличное сложение» (1 класс) Создание проблемной ситуации Детям предлагается найти значения выражений, записанных на доске:3+4 7+3 10+3 9+2 (последнее выражение не сходное с предыдущими)- Все ли выражения удалось решить? (нет)  Диалогический выход из проблемной ситуации - Где возникли затруднения? Почему? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия)- Чем будем заниматься на уроке, какие новые знания приобретать? (Побуждение к формулированию проблемы) - Как находить значения таких выражений? Какие есть предположения? (Побуждение к выдвижению гипотез)(Практическая проверка гипотез) Результативность проблемного урока а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации;б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере;в) переживание учащимися субъективного открытия;г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, обеспечивает творческое усвоение знаний. в возможности применения разработанной методики любым учителем начальных классов; во внедрении в практику работы методики проведения уроков с применением технологии проблемно – диалогического обучения, позволяющих активизировать учебную деятельность, повысить учебную мотивацию и познавательную активность; Практическая значимость проекта состоит: Социальная направленность проекта: создание условий для добывания учащимися знаний из реальной жизни; овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях; выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности. Таким образом, данный педагогический проект помогает учащемуся: самореализоваться в жизни, адаптироваться к динамичной картине мира, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, быть активным членом общества, аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу. Эффективность проекта с точки зрения полученных результатов обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; результативной здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Технология проблемно-диалогического обучения является: Результативность. На протяжении всех лет обучения успеваемость стабильно 100%.Качество обучения немного растёт Мониторинг по УМК «Учимся учиться и действовать» Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процессаЗадачи: определения уровня сформированности метапредметных УДД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе.Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных УДД. Целью психологического мониторинга является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.В ходе психологического мониторинга решаются следующие задачи:систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;оказание помощи педагогам в выборе индивидуального, наиболее эффективного маршрута обучения. Психологический мониторинг Эффективность проекта с точки зрения полученных результатов Анализ теоретико-методической литературы и мониторинг исследований показали, что оправдано и эффективно использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа формирования УДД младших школьников Апробация показала, что уроки с использованием проблемных ситуаций, способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность. Рефлексия показала, что подобная форма работы привлекает и активизирует обучающихся «Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда». Древняя мудрость  Спасибо за внимание!