Презентация методического сообщения Формирование универсальных учебных действи на уроке специальности в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Формирование универсальных учебных действий на уроках специальности в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального циклаЗ.А. Гаврилова
Закон Российской Федерации «Об образовании» ставит задачуформирования универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию человека
Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся[2].УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УМЕНИЯВозможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать (Пед. энц. М.- 1968 г. — с.362)Умение (навык)-это действие, выполняемое определенным способом и с определенным качествомОсвоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков (Педагогический энциклопедический словарь, Б.М. Бим-Бад)
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися образовательной программы. К метапредметным результатам и относят межпредметные понятия и универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия:1)личностные2)регулятивные 3)познавательные 4)коммуникативные
Регулятивные учебные действияобеспечивают организацию учебной деятельности: целеполагание (постановка учебной задачи и промежуточных целей с учетом конечного результата);планирование (составление плана и последовательности действий);контроль и коррекция (умению сравнить способ действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых дополнений и корректив; оценка (умение оценить результаты работы); саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, преодолению препятствий
В музыкальной педагогике разработана система методов, создающих условия для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных умений учащихся. Это методы активизации логического мышления, методы практического освоения музыкальной информации, методы развития творческих способностей и др.
Метод наводящих вопросов, способствующий активизации логического мышления, может служить средством формирования умений контроля и коррекции, сравнения способов действия по достижению результата, внесения дополнений и корректив, умения оценить результаты работы.
Метод «Сам себя обучаю» Ученик учится использовать собственные рассуждения, оценивать свои действия, планировать задачи в процессе изучения учебного материала. Главная цель - направить внимание ученика на осознание собственных действий.
Познавательные универсальные учебные действия включают умения совершать логические действия: анализировать, составлять целое из частей, в том числе достраивать с восполнением недостающих компонентов, сравнивать, классифицировать объекты, ставить проблемы и разрешать их.
В музыкальной педагогике широко используется метод анализа произведения. Внутри целого ученик должен увидеть логику взаимодействия частей и элементов средств выразительности музыкального произведения, зависимость исполнительского замысла от смысла и строения пьесы
Прием «аналитической игры», когда ребенку предлагают исполнить детали текста – отдельный голос в полифоническом произведении, басовую линию, гармоническую основу, мелодический голос и т. д. Прием подтекстовки, который через закрепление связи музыки со словесной речью, облегчает ребенку распознавание строения музыкальной речи.
Задача формирования действий постановки и решения проблемы решается в процессе творческих заданий: сочинение подголосков, варьирование напева, сочинение мелодий, сочинение сопровождения к заданной мелодии, досочинение музыки к определенному отрывку, досочинение ритмического рисунка, редактирование нотного текста, использование приемов импровизации (ритмические изменения, смещение акцентов, изменение артикуляции, динамики фактуры.
Универсальные коммуникативные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность ученика, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, формируется в процессе проектной деятельности, при игре в ансамбле со сверстниками и с педагогом