Презентация:Формирование учебной мотивации как необходимое условие эффективности обучения младших школьников.


ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Реализация ФГОС ГБОУ СОШ 30Галаева И Н2016 г. ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ,ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ.В.А.СУХОМЛИНСКИЙ Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения в условиях нового ФГОС требует от учителя современного подхода к ее решению, в частности, более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Ведь в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления с которыми ребенок уходит с урока. В связи с этим вспоминаются слова К.Д.Ушинского: «Главная цель обучения и воспитания – дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу». Для того, чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса нужна мотивация. Это – первое из современных требований, в связи с этим формирование учебной мотивации является необходимым условием эффективности обучения в условиях ФГОС. МОТИВ ( ЛАТИНСКОЕ СЛОВО )- ПРИВОДИТЬ В ДВИЖЕНИЕ, ТОЛКАТЬ. В САМОМ ОБЩЕМ ПЛАНЕ МОТИВ- ЭТО ТО, ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ, СТИМУЛИРУЕТ ЧЕЛОВЕКА К СОВЕРШЕНИЮ КАКОГО-ЛИБО ДЕЙСТВИЯ. МОТИВАЦИЯ – ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЗЫВАЮЩЕЕ АКТИВНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЕГО НАПРАВЛЕННОСТЬ. В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ОСНОВНОМ СЛЕДУЮЩИЕ МОТИВЫ: № п/п Виды мотивов Цель мотива Реализация мотива 1 Познавательн-ый Вызвать интерес к узнаванию нового ( по какому либо вопросу ) Последовательное раскрытие множества разных практических применений какого-либо явления или закономерности.Постановка опыта, дающего неожиданный эффект.Сообщение занимательного факта и д.р. 2 Саморазвитие Развить ум, смекалку обучающихся, пополнить их культурный уровень. Информация педагога о значении материала, который необходимо изучить.Вовлечение ученика в практическую деятельность. № п/п Виды мотивов Цель мотива Пути мотивации учащихся 3 Достижение Получить хорошие результаты в учебе, завоевать победу в интеллектуальных соревнованиях или конкурсах. Называть «высоты», которые предстоит штурмовать, отмечать взятие каждой учебной «высоты». 4 Профессионально-жизненное самоопределение Нацелить учащегося на будущую профессию, которой он решил себя посвятить Показать, что получаемые знания очень нужны людям при разных специальностей. 5 Коммуникативный Организовать общение, сотрудничество, взаимодействие учащихся Проводить групповое исследование с обсуждением, полученных результатов,бригадную или групповую разработку проекта, участвовать в уроках «ролевые игры» 6 Эмоциональный Побуждать положительные эмоции: чувства радости, удивления, азарта, восторга и др. Создание на уроке делового настроя, обстановки увлеченности и доброжелательности.Организации ситуации сотрудничества и успеха для учащихся в работе. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она – стержень личности, к которому стягиваются такие свойства как направленность, ценность, ценностные ориентации, установки, эмоции и другие социально- психологические характеристики.Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенной в деятельность учения.Факторы, определяющие учебную мотивацию:- образовательная система учреждения, где осуществляется учебная деятельность- организация учебно-воспитательного процесса- субъективные особенности обучающегося (возраст, пол, уровень интеллекта, уровень притязаний, самооценка и др).- субъективные особенности педагога- специфика учебного предмета. Среди всех мотивов обучения является интерес к предмету. Интерес - мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.Я считаю, что задачи учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает его структуру, логику , используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний.В своей работе я опираюсь на следующие дидактические принципы:индивидуализация и дифференциация обучения; принцип творчества и успеха;принцип доверия и поддержки;принцип вовлечения детей в жизнь их социального окружения.Учебный интерес как компонент учебной мотивации зависит от разнообразия учебного материала, от разнообразия приемов и форм учебной работы.Уже в течении многих лет, при проведении занятий мною используются достаточно проверенные и во многом эффективные приемы и методы учебной деятельности, побуждающие учащихся к повышению мотивации в изучении предметов. Приемы мотивации:1.«Фантастическая добавка»2. «Лови ошибку»3. «Автор»4. «Рационализатор»5. «Эксперимент»6. «Кумир»7. «Несерьезное в серьезном»8. «Я знаю»9. «Обращение к жизненному опыту»10. «Прогнозирование» «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА». Учащимся предлагается после изучения темы «Вода и ее свойства» ответить на вопрос: Каким станет мир если исчезнет вода? «ЛОВИ ОШИБКУ» Этот прием успешно используется при закреплении и повторении материала. Учитель заготавливает текст на каждого ребенка с конкретными ошибками, а ученики должны их найти. Затем происходит совместное обсуждение найденных ошибок. «АВТОР» На уроке мною задаются следующие вопросы:Если бы вы были автором учебника, то как бы вы объяснили эту тему ученикам?Если бы вы были автором учебника, то как бы вы доказали значение этой темы?Если бы вы были художником-иллюстратором, то как бы вы проиллюстрировали эту тему? «РАЦИОНАЛИЗАТОР» Данный прием, по своей сути похож на такой часто используемый прием обучения как «Мозговой штурм». Прием «Рационализатор» проходит гораздо интересней, если задача , поставленная перед учениками имеет несколько вариантов гипотез и ответов: «КУМИР» В современной школе у многих учащихся есть образ человека, которому они хотели бы подражать. Это могут быть: спортсмен, певец, музыкант, танцор и т.д. Использование данного приема позволяет мне разнообразить проведения урока и повысить интерес к изучаемому материалу. «ЭКСПЕРИМЕНТ» «Я ЗНАЮ» Создание ситуации успеха позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Я предлагаю ребятам во время опроса отвечать , начиная словами: «Я знаю, что …». Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах. «ОБРАЩЕНИЕ К ЖИЗНЕННОМУ ОПЫТУ» Обращение к жизненному опыту детей – это не только прием для создания мотивации. Важно то, что учащиеся видят применение получаемых знаний в практической деятельности. «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ» Перед учениками ставится вопрос: «как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?» Попытайтесь определить цель урока. МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ. Создание проблемной ситуации.Одним из средств побуждения познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемной ситуации учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Проблемная ситуация порождает стремление познать суть раскрыть противоречие. В этом случае активная поисковая деятельность учащегося поддерживается глубоким внутренним интересом. СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ Ролевая игра.Ценным методом стимулирования интереса к учению является метод познавательно-деловой игры. Игры важны тем, что могут активизировать учебный процесс, служат средством развития теоретического и практического мышления. Основными компонентами игры являются: сценарий, игровая постановка и регламент. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра для детей занимательна и интересна. В игре сравнительно легче создать для каждого учащегося ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего его продвижения по пути познания.Довольно часто на уроках мною применяются отдельные элементы различных ролевых игр. ПРИМЕРЫ При опросе можно использовать элементы игры «Верю – не верю», где учитель задает вопросы, а учащиеся при ответе «Верю» поднимают зеленую карточку, при ответе «Не верю» - красную. Игра «Снежный ком». Педагог делает бросок мягкого мяча ученику и задает одновременно вопрос по теме урока. При этом можно использовать вариант: ученик – ученику.Игра «Да – нетка». Один ученик задумал предмет или понятие , другой должен угадать. Второй ученик задает наводящие вопросы. При правильном ответе первый ученик говорит «Да», при неверном «Нет». Метод проектов.Одним из вариантов реализации идей продуктивного обучения может стать метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проектный метод обучения позволяет учащимся глубже осознать теоретические основы , овладеть системой методологических представлений, универсальных учебно-познавательных действий, имеющих метапредметный характер .Знакомство с творчеством В.Даля Исследовательский метод.В соответствии с новым ФГОС школьники должны овладеть не только знаниями но и методами исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является необходимой составляющей учебного процесса в современной школе. В результате такой деятельности учащиеся овладевают умениями определять цели и задачи исследования, формулировать гипотезы, осуществлять эксперименты, обрабатывать и анализировать полученные результаты. В целом у них развиваются исследовательский тип мышления, познавательные универсальные учебные действия и происходит маленькое открытие для самого ученика. Исследование по теме: «Состав почвы» ЕСЛИ ВЫ СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ Подарите ученику радость деятельности, творчества и фантазии.Наделите его правом авторского голоса .Будьте всегда не «над», а «рядом».Учите анализировать ученика каждый этап урока.Оценивайте, стимулируйте своих учеников .