Уроки байкаловедения: поиск, творчество, результат


Уроки байкаловедения: поиск, творчество, результат Лойко И.Н., МБОУ г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №10 им. П.А.Пономарева г. Иркутск, 2012 Городская учебно-практическая конференция «Созвездия Байкала» Технология научного исследования Постановка проблемы, цели и задач исследованияВыбор методов исследованияТеоретический анализ проблемыПрактическая проверка теоретической моделиСоставление выводов предложенийОформление списка использованной литературы Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим. Василий Великий Проблема – вопрос, на который нет ответа вообще или имеющиеся ответы не являются конкретными, обеспечивающими эффективность практической деятельности.Биологическая проблема в рамках школьного курса байкаловедение – это творческое задание или вопрос, допускающий несколько или много решений в виде предложений или гипотез.Проблемы комбинирования систем и их элементовПроблема определения причинно-следственных связейПроблема проведения исследований Постановка проблемы и выбор идеи Выбор методов исследования Методы исследования Теоретические МоделированиеСистемный анализРешение противоречийКонструированиеПроектирование Практические Метод рейтингаЭкспериментМетод независимых характеристикТестирование и др. Эвристические методы ТРИЗ Методы активизации перебора вариантов (МПиО)Мозговой штурмСинектика Морфологический анализ Метод фокальных объектов Метод контрольных вопросовМетоды использования аналогий В жизни - с возрастом - начинаешь понимать силу человека, постоянного думающего. Это огромная сила, покоряющая. Все гибнет: молодость, обаяние, страсти - все стареет и разрушается. Мысль не гибнет и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.В.Шукшин Методы активизации перебора вариантов Исходя из модели процесса поиска идеи как серии более или менее случайных, осознанных или неосознанных последовательных проб (метод проб и ошибок), можно выделить две группы методов повышения его эффективности: Увеличение хаотичности поиска Систематизация перебора вариантов мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов морфологический анализ, контрольные вопросы, ТРИЗ психологические методы, позволяющие преодолеть инерционную направленность поиска, вводящие элементы случайности и активизирующие ассоциативные способности человека методы, позволяющие систематизировать перебор вариантов и увеличить число вариантов, исключить свойственные ненаправленному поиску систематические повторы, постоянный возврат к одним и тем же идеям Мозговой штурм (А.Осборн) “генераторы идей” (фантазеры)- выдвижение различных идей “эксперты” (аналитики) - выносят суждение о ценности выдвинутых идей Выдвижение как можно большего числа идей, их подхватывание и развитие. Отсутствие необходимости доказывать правильность идеи, фиксирование идей.Запрет на критику идей в любой форме. Создание атмосферы доверия и непринужденности. Тщательная оценка выдвинутых идей, даже самых несерьезных, нереальных и парадоксальных.Роль ведущего: формулирование задачи в общей форме; поддержание высокого темпа выдвижения и развития идей (недопущение пауз), поощрение “безумных” идей. Синектика (У.Гордон) При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения. Синектика— техника решения проблем путем использования метафор и аналогий с целью генерации творческих идей. Аналогии играют важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения Методы использования аналогий Символическая аналогия Фантастическая аналогия Личная аналогия (эмпатия) Прямая аналогия "Каменный цветок", "Живой труп", "Оптимистическая трагедия", "Горе от ума" и т.п. По легенде формула бензола была открыта Кекуле с помощью фантастической картинки - он представил себе обезьян, которые сплелись в кольцо, ухватив последовательно друг друга за хвост. Морфологический анализ (Ф. Цвикки) Основная идея метода - с помощью комбинаторики получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией. Для этого анализируют строение (морфологию) объекта, выделяя в первую очередь основные элементы. Далее составляют список всех формально возможных способов выполнения. Морфологический анализ создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки, который применил этот подход в 30-е годы к решению астрофизических проблем и предсказал благодаря этому существование нейтронных звезд. Метод фокальных объектов (Ф. Кунце) Метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Свеча Театр-корабль Дерево-дом Пример применения МФОСовершенствуемый объект Фонарик. Случайные объекты Очки, валенок, парашют. Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный. Новые идеи Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный. Метод контрольных вопросов Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании организационных структур, для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Направляют ход мысли к наиболее сильным решениям. Какова основная функция объекта (процесса)? Что представляет собой идеальный объект (процесс)? Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)? Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить? Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)? В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение? и т.д. Метод case study ("разбор конкретных ситуаций”) Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов: I – знакомство с ситуацией, ее особенностями. II – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать. III – предложение концепций или тем для «мозгового штурма». IV – анализ последствий принятия того или иного решения. V – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Метод проектов (Дж.Дьюи) «Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» “Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.)» Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) Основной учебный период-блок(уроков);методы обучения- Э, Пб и модельный;формы обучения- семинар, практикум и семинар-практикум;средства диагностики- защита проекта Технология является организующим началом деятельности.Главный элемент учебного процесса- решение учебной задачи (способы их решения)Учитель-менеджер ОП и эксперт.Целесообразно подобранная система задач обеспечивает развитие учащихся в открытом информационном пространстве, учит взаимодействовать с окружающим миром, формирует систему личностных ценностей. Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) Технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании средствами проблемного и модельного обучения с использованием Интернет-ресурсов и сетевую проектную деятельность как ни какая другая формирует информационную культуру и коммуникационные компетенции современного человека. Согласно методике «исследовательская деятельность –совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов деятельности». Заповеди Творческой Личности: Будь хозяином своей судьбы. Достигни успеха в том, что ты любишь. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. Строй свои отношения с людьми на доверии. Развивай свои творческие способности. Культивируй в себе смелость. Заботься о своем здоровье. Не теряй веру в себя. Старайся мыслить позитивно. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.